Мы только и знаем, что человек – это человек. А ваши Золя и ваши Бернарды Шоу даже в этом ему отказывают. (с) Г.К. Честертон
Страх Божий - наверное, одно из наиболее превратно трактуемых понятий в христианстве. Считается, что наша вера основана на страхе перед наказанием, рабском повиновении и растаптывании человеческой личности. Верующие, но негативно настроенные к христианству люди язительно добавляют, что "мой Бог меня рабом не называл".

Где здесь правда, а где - непонимание и вымысел? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе. Когда-то он уже затрагивался в сообществе (вопрос о рабах Божьих - versuspgm.diary.ru/p174381005.htm), но я решил сделать большой, по возможности исчерпывающий, пост.
Большей частью буду цитировать, а не сам излагать, так что извиняйте ))

Часть 1. Страх Божий
читать дальше

Часть 2. Раб Божий
читать дальше

Часть 3. Откуда же страх?
читать дальше

Комментарии
23.08.2014 в 19:30

Оговорюсь сразу - я не профессиональный историк антички, более того, конкретно институтом рабства в Древнем Риме не занимался, так что мои следующие слова на истину в последней инстанции не претендуют.
1. Рабов в период расцвета Рима называли "говорящим орудием". Орудием. Бояться орудия, кому бы оно не принадлежало, просто нелепо. Да, разумеется, были и ценные рабы, образованные рабы вроде врачей, учителей, дорогих рабынь, украшающих дом, но все они были заменяемы. Благо, пока империя вела войны, рынки рабов буквально ломились от "товара". Совсем другое дело - вольноотпущенники, которые нередко прибирали к рукам такую власть, что вот этих бывших рабов, а ныне свободных людей действительно боялись. И действительно, отпустить раба мог позволить себе ОЧЕНЬ богатый человек, зачастую много вольноотпущенников было при императоре и они могли не только заставить императора изменить "политический курс", но и банально убить (Элагабал, да).
Повторю - согласно римскому праву, рабы ("фамилия") людьми не считались, а вольноотпущенники вполне.
2.«Страх создал богов», – воскликнул один римский поэт и был по-своему прав, ибо говорил не о нашей вере, не о Боге, а о богах, и, следовательно, о языческих религиях. Эта точка зрения безнадежно устарела. Во времена Моргана и Фрейзера (я не умаляю исторических трудов последних) она имела место быть, и, возможно, человек Магдалиенской или Ориньякской культур и правда боялся непонятных с его точки зрения сил природы. Но - в конце 19 века было очень мало известно о таких развитых цивилизациях, как Египет, не были начаты раскопки Хараппы и Мохенджо-Даро, Крита и Двенадцатиградья... заметьте, я говорю только о Старом Свете. Разве мог боящийся богов человек сочинить такую вещь, как "Махабхарата"? Или создать красоты Кносского дворца, где, по выражению археолога Эванса, "боги словно сошли с небес"? Я уже молчу о религиях "умирающих и воскресающих богов" - разве те, кто горевали по Адонису или Аттису, боялись их? Гимны в их честь до сих пор подкупают красотой, искренностью и глубокой скорбью. И разве радость участников атизианских, Элевсинских и прочих мистерий похожа на страх? Я довольно подробно занимался фригийским культом Аттиса, и могу сказать, что этот бог, как и Таммуз за много лет до него, и Адонис в Малой Азии страха не взывали - их изображали прекрасными юношами, и ради ежегодного "воскресения" этих богов люди жертвовали им самое дорогое - свою кровь.
Как-то так.