Один из примеров того, до чего может довести кривая ПГМнутая педагогика, желающая видеть в Боге злого карателя за малейшую провинность.Больная, усевшись поудобнее, просто и доверчиво рассказала мне о своей жизни.
– Как сейчас помню мрачную, сводчатую церковь, темные лики святых. Бывало, зажгут много свечей. Они тонкие, потрескивают, гнутся от жары, а я часами смотрю на них, прищурив глаза, и огоньки мне кажутся игрушечными звездами, как на елке.
Меня воспитывала тетка – сестра матери. Была она религиозна фанатически. Рассказывала мне о святых, об их мученическом конце и от меня, маленькой девочки, требовала великого терпения. И что удивительно, доктор, я искренне стремилась к подвижничеству, мечтала о спасении души. Как взрослая, я постилась весь великий пост; не ела в сочельник до первой звезды; выстаивала в страстной четверг все «великое стояние» во время чтения «двенадцати евангелий». Бывало, свинцом наливаются ноги, тошнит, в голове туман, но терплю изо всех сил…
читать дальшеБольная как будто с сожалением вздохнула.
– Я тогда была куда выносливее, чем теперь! Иногда становилось невмочь, но тетка взглянет, нахмурится, и я вскакиваю, начинаю креститься, класть земные поклоны – замаливаю свой грех.
Какими страшными вещами набита была моя голова! По вечерам тетка рассказывала мне о сатане, о его царстве, о всяких соблазнах, которыми он совращает людей. Я слушала ее с волнением и страхом. И мне так ясно, отчетливо представлялось, как сплетники, подвешенные за языки, обжоры с вырезанной глоткой, неверующие извиваются, горят на медленном огне. Видела я самого сатану, черного, с кровавыми глазами, который протягивает к грешникам когтистые пальцы и хохочет над их мучениями. Или, закрыв глаза, представляла, как ночью по кладбищу бродят самоубийцы, которых не принимает без покаяния земля. И до того мне делалось страшно, что, бывало, и тетя уснет, а я никак не могу спать. Все всматриваюсь в темные углы комнаты, прислушиваюсь ко всякому шороху. Заскребет мышь под полом, ветер распахнет форточку – я глубоко зарываюсь в пуховые подушки. У нас их было много. Дядя был купцом и любил плотно покушать и поспать.
Однажды стою в церкви, смотрю на строгий лик святого. Свечи горят перед ним. Куда ни повернешь глаза, он все смотрит. Шла обедня, пели певчие. Вдруг тетка толкнула меня и сказала: «Клади земной поклон. Выносят святые таинства…»
И вдруг страшно, раздирающим душу голосом закричала какая то женщина. Я прижалась к теткиному платью. «Молчи, молчи, крести, рот… Закрещивай! Это кричит дьявол во чреве кликуши», – сказала тетка. Воющая женщина упала передо мной и заколотилась о каменный пол церкви. Я видела ее перекошенный рот и пену на посиневших губах. Потом тетка мне объяснила: «Каждый может стать кликушей, если согрешит. Дьявол вселяется в грешное чрево; только он не может вытерпеть, когда выносят дары христовы. Тут ему тошно делается, он воет, кричит и об землю бьется. Видела?» В эту ночь мне не спалось. Я, доктор, была очень пытливая, но боялась тетки и никогда ни о чем ее не спрашивала…
Как то в праздник крещения тетка велела мне принести из церкви «иорданской воды». И надо же было случиться, что я заигралась с девочками по дороге, потом спохватилась, побежала, но обедня уже отошла, – было поздно. Знала, что тетка меня жестоко накажет. Шла домой, а ноги подкашивались. Готова была сделать, что угодно, только бы не встретиться с теткой. Боялась ее страшно. Плелась, сама не зная, куда иду. Вижу – колонка. Люди воду берут. Тут и придумала: быстро наполнила бутылку водой и побежала к дому. Но не вышла моя хитрость. Тетка меня слишком хорошо знала, чтобы не заметить моего волнения. Помню, у меня дрожали ноги, пропал голос и я осипла. На тринадцатом году я солгала в первый раз.
«Покажи воду», – подозрительно сказала тетка и протянула руку за бутылкой. Я не выдержала, расплакалась и сама все рассказала. Представьте, тетка на этот раз меня не побила. Видно, ради праздника. Она только пронзительно поглядела мне в глаза и сказала:
«Согрешила? В великий святой день согрешила обманом и ложью. Дьявол тебе явится!»
Ночью, холодея от страха, я с головой завернулась в одеяло. «Дьявол тебе явится!» – неотвязно звучало у меня в ушах, и я ждала с ужасом, с напряжением ждала – он явится… И вдруг он появился. Черный, с огненными глазами, он плыл по воздуху ко мне. Я крикнула и забилась в судорогах. Потом долго болела. Приходили какие то старухи, шептали надо мной, крестили меня, отливали водой. Я горела, металась. Мне было все равно, я знала, что дьявол возьмет меня к себе.
Стала выздоравливать, но была еще слаба. Первый мой выход из дому был в церковь. У меня кружилась голова, все качалось.
«Приложись к образу! – скомандовала тетка. – Сейчас вынесут святые дары. Причастишься».
Поплыл мелодичный знакомый мотив молитвы перед причастием. Сразу вспомнилась кликуша… Слова тетки: «Кто согрешит, в того дьявол вселится» и мой крещенский грех. Знаете, доктор, показалось мне, что именно сейчас обязательно должен кто то закричать.
«Клади земной поклон, дары выносят», – шепнула тетка.
Рухнув на холодный пол, я неистово закричала. Меня накрыли чем то черным. Больше ничего не помню. Потом долго не водили в церковь. Старухи говорили: «Порченая… за грехи родителей». А какие грехи у родителей? Мать – мученица, всю жизнь страдала от пьяницы отца, от его побоев. Отец стал пить вскоре после моего рождения оттого, что не хотел идти по купеческой дорожке дяди. Но был он человеком слабым, усилий не делал, да так и погиб в казенке…
Больная замолкла. На ресницах показались одинокие слезинки.
– Что было с вами дальше?
– Я училась… Была способной… красивой. Семнадцати лет вышла замуж – тетка советовала, а я не спорила – у меня не было воли. Муж оказался алкоголиком. Единственный ребенок умер. Потом встретила и полюбила другого – вы его видели – мой теперешний муж.
Бросила того, вышла замуж. Жизнь стала спокойной, хорошей. Жить бы да жить, но припадки с детства продолжаются до сих пор. Измучена… Сил нет…
Теперь после рассказа больной мне, врачу, стало понятной сущность ее болезни. Это был слабый, нервно возбудимый человек, плохо управляющий собой. Эта женщина жила не рассудком, а эмоциями и была в их полной власти. «Сверхсильные» для нее переживания привели ее к такому состоянию, которое врачи понимают как слабость коры мозга. Малейшее раздражение вызывает у нее возбуждение, крик, слезы, припадки. Разумные доводы на нее не действуют. Даже обыкновенные раздражители, ничтожные причины, которые в здоровом человеке не оставляют следа, для такой больной являются «сверхсильными».
Оттого у нее при малейшем волнении и происходили нервные припадки, а также появлялись такие симптомы, как невозможность стоять, ходить, говорить, слышать.
Ludmil@, жаль, конечно. Я потому и решила запостить эту историю - чтобы знали, как не надо и к чему это может привести.
Самое удивительное, что книга советских времён, через каждое слово говорится о правильных советских психиатрах и дедушке Павлове. Но в этой истории автор ни слова не сказал в адрес самой Церкви, хотя мог бы воспользоваться поводом. Получается, даже советский человек понимал, что не Церковь причина того, что женщина оказалась в психушке, а именно неправильное воспитание тётки.
А ещё подумалось, что на праздник Крещения ведь во всех водоёмах вода освящается. Так что не было бы ничего плохого, если бы девочка набрала воду из колонки. И где-то читала историю про братьев, которые ходили в Иерусалим за святой водой для больной матери. На окраине родной деревни они уронили банку с этой водой и разлили. И чтобы не расстраивать мать, налили воды простой, колодезной. Мать выпила - и исцелилась...
А ещё подумалось, что на праздник Крещения ведь во всех водоёмах вода освящается. Так что не было бы ничего плохого, если бы девочка набрала воду из колонки. И где-то читала историю про братьев, которые ходили в Иерусалим за святой водой для больной матери. На окраине родной деревни они уронили банку с этой водой и разлили. И чтобы не расстраивать мать, налили воды простой, колодезной. Мать выпила - и исцелилась... А ведь верно! Так что, зря она так...
Kanafinwe, а так оно и есть. Бог не справедлив, он милостив, потому и прощает грешников, хотя вот люди по законам справедливости наверняка бы такого человека наказали. То и дело слышишь: "Ах ты, такой-сякой! Покарать тебя надо!" Но это по людскому рассуждению. А Бог гораздо выше этого, потому и прощает - как Отец неразумных детей, которые если не будут ошибаться, то ничему не научатся.
читать дальше
«Понятно ли, что нельзя одновременно возмущаться тем, что "Бог не наказывает мерзавцев, которые живут в соседней квартире" и брезгливо осуждать "жестокости Ветхого Завета"? Тут уж - или и поныне каждый грех должен вызывать молнии с небес (и тогда не утихала бы гроза не только над головами наших "соседей", но и над нашими), или мы должны преклониться перед тайной Божиего терпения» (А. Кураев. Школьное богословие").
Не называйте Бога справедливым!
Внимает Он мольбам нетерпеливым,
Проявит Он терпение к неверным...
Вы Бога назовите милосердным!
(Е. А. Капустин)
Так что очень хорошо, что Бог не справедлив. Это диавол требует карать людей за каждое прегрешение.
Ludmil@, вы правы
Kanafinwe, я не рассказывала про спектакль, который мы ставили в воскресной школе? Про беса, который перед Пасхой искушал всех справедливостью?
Кстати, для Ангелов тоже используем кукол.
И в качестве бонуса - наши куклы:
читать дальше
Знаешь, Леночка, я присутствовала тогда на спектакле у своей коллеги. Казалось бы, православный человек, но дала роль беса ребёнку... У меня уже был с ней разговор , когда она хотела поручить кому-то роль Иуды. Она мне стала возражать и приводить доводы, что великие актёры играли... Леночка, я привела ей примеры, что стало с некоторыми актёрами после подобных ролей, однако, повреждение души взрослого, от которого зависят дети, пагубно и опасно для детей.
У нас был случай. Решили при епархии делать православный театр. Пригласили человека очень грамотного в актёрском плане, но в Православии разбирающегося постольку-поскольку. Решил он поставить спектакль по пасхальным событиям. И одному парню из нашей школы дал роль Иуды. А тот - ни в какую, хотя до этого во всех мероприятиях был главным активистом. Вот нет - и всё тут. А мне этот дяденька сказал: "А ты будешь Анной". Я от удивления просто опешила и дар речи потеряла. Ну и не станешь же при детях объяснять их педагогу, что он не прав... Но тут ему сами дети объяснили, что Анна - это первосвященник, то есть мужчина. К счастью, из епархии спустили разнарядку поставить спектакль к 9 Мая. Так бредовая идея и заглохла.
А насчёт великих актёров - да, играли. Да, великолепно играли. Но чего им этого стоило... Лично я вообще категорически против системы Станиславского - вот именно из-за вживания в образ. Мне больше нравится система Михаила Чехова - и достаточно эффективная, и гораздо более "экологичная" для самого актёра.
В общем, всё решаемо - было бы желание. Другой вопрос, что желания нет. И подчас актёр и сам мечтает сыграть кого-нибудь эдакого...
Kanafinwe, отрицательная роль - это не обязательно бес. Можно сыграть плохого человека - и почувствовать на себе то, что чувствует этот человек. И пожалеть его, вместо того чтобы осудить. Мы же говорим о ролях беса, Воланда и прочих аналогичных. О воплощении зла как такового, и зла беспросветного, где зацепиться на за что.
а если не будешь вживаться в образ - то не сыграешь так, чтобы в это поверили!
Чтобы поверили - вовсе не обязательно отождествлять себя с персонажем. Да, система Станиславского, которая используется у нас в стране, именно это и предлагает. Но это не единственная система актёрского мастерства, которая в мире существует. На Западе с успехом используют систему Чехова - и это не мешает получать прекрасные результаты.
К тому же, это не ты так думаешь и действуешь, а твой персонаж.
Так вот вживание в образ - это и есть представление СЕБЯ в заданных обстоятельствах. То есть как бы ты сам себя повёл, а не какой-то левый персонаж.
У меня, кстати, был когда-то пост про роль Такхизис, если помнишь. В той ситуации она для меня - не богиня тьмы, а некий индикатор внутреннего состояния Рейстлина. И если помнишь, по моей версии Рейстлина погубила не Такхиис, а его собственные кошмары.
Шикарный Сомс в исполнении Дамиана Льюиса великолепен, но актёр так вжился в роль, что, когда играл эпизод смертельной болезни своего героя, чуть сам не умер.
Многие актёры говорили, что продолжали думать и поступать так, как вёл себя ими сыгранный персонаж, в который они слишком вжились. Это мешало даже над работой в следующей роли, потому что получались штампы, но хуже было то, что они переносили это и в реальную жизнь...
Дети не могут избежать этого, потому что они эмоциональны и более искренни. Если взрослые актёры не всегда могут избавиться от рубцов на душе, оставленных ролью, то зачем возлагать такую ответственность на детей?
Кстати, злодеев, без которых никуда, у нас всегда играли старшие - выпускники или вообще педагоги. Так сказать, более морально устойчивые. Даже примета такая была: кто сыграет Вольдеморта - поступит в семинарию. Однажды играть его пришлось мне...
Kanafinwe, понимаешь, я вовсе не против профессии актёра. В наш век "клипового" мышления многие важные истины, в том числе и о Боге, лучше всего получается донести до людей с помощью театра или кино. Я говорю о том, что профессия эта опасна для самого актёра. Как, к примеру, опасна профессия пожарника - но это же не значит, что никому не нужно пожары тушить. Опасна профессия миссионера где-нибудь в Африке, потому как запросто могут скушать. А верующий актёр - тот же миссионер. Надо просто знать технику безопасности и не рисковать свыше необходимого. Найти золотую середину: создать такой образ, чтобы зрители поверили, но в то же время не вжиться настолько, чтобы отождествить себя с героем. И Ludmil@ права: дети - это всё же дети. Ели взрослый сам сначала выбирает профессию, а затем решает, берётся он за конкретную роль или нет, а потом сам отвечает за возможные последствия, то ребёнок играет то, что дают. А значит, отвечает за его душу взрослый, который ему эту роль даёт.
Елена Рюрик, И Ludmil@ права: дети - это всё же дети. Детям сложнее
У меня, кстати, был когда-то пост про роль Такхизис, если помнишь. В той ситуации она для меня - не богиня тьмы, а некий индикатор внутреннего состояния Рейстлина. И если помнишь, по моей версии Рейстлина погубила не Такхиис, а его собственные кошмары. Знаешь,а ты права!
Как Саурона ни играй - ну что в этот образ можно привнести? Вызвать у зрителя чувство сострадания к нему, которого никто не любит? Или что? А почему бы и нет? Можно показать, что злом становятся от одиночества. К примеру. А вообще-то, ты знаешь, что мне близка описанная тобой концепция исправившегося Зла. Мне вообще нравятся истории про то, что злодей полюбил - и стал хорошим
Ludmil@, порой бывает, что человек сыграл положительного героя - и потом ему хочется соответствовать
Kanafinwe, я говорила как раз про того Саурона, который периода "Властелина колец" - там это уже беспросветное зло. Что вовсе не отменяет того, что раньше и Саурон был способен на нравственный выбор. Так что тут всё зависит от того, на каком этапе его жизни его играть.
Мне вообще нравятся истории про то, что злодей полюбил - и стал хорошим
При условии, что теоретически он вообще способен любить. А бывает, что не смог стать хорошим, сделал неправильный выбор - но у него был шанс. И зритель это видит, и делает для себя выводы. Собственно, это и отличает "просто злодея" от нечисти: у человека всегда есть шанс, пока он жив.