22:27 

Фрагмент из книги "Записки психиатра" Л. А. Богданович

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Один из примеров того, до чего может довести кривая ПГМнутая педагогика, желающая видеть в Боге злого карателя за малейшую провинность.

Больная, усевшись поудобнее, просто и доверчиво рассказала мне о своей жизни.
– Как сейчас помню мрачную, сводчатую церковь, темные лики святых. Бывало, зажгут много свечей. Они тонкие, потрескивают, гнутся от жары, а я часами смотрю на них, прищурив глаза, и огоньки мне кажутся игрушечными звездами, как на елке.
Меня воспитывала тетка – сестра матери. Была она религиозна фанатически. Рассказывала мне о святых, об их мученическом конце и от меня, маленькой девочки, требовала великого терпения. И что удивительно, доктор, я искренне стремилась к подвижничеству, мечтала о спасении души. Как взрослая, я постилась весь великий пост; не ела в сочельник до первой звезды; выстаивала в страстной четверг все «великое стояние» во время чтения «двенадцати евангелий». Бывало, свинцом наливаются ноги, тошнит, в голове туман, но терплю изо всех сил…
Больная как будто с сожалением вздохнула.
– Я тогда была куда выносливее, чем теперь! Иногда становилось невмочь, но тетка взглянет, нахмурится, и я вскакиваю, начинаю креститься, класть земные поклоны – замаливаю свой грех.
Какими страшными вещами набита была моя голова! По вечерам тетка рассказывала мне о сатане, о его царстве, о всяких соблазнах, которыми он совращает людей. Я слушала ее с волнением и страхом. И мне так ясно, отчетливо представлялось, как сплетники, подвешенные за языки, обжоры с вырезанной глоткой, неверующие извиваются, горят на медленном огне. Видела я самого сатану, черного, с кровавыми глазами, который протягивает к грешникам когтистые пальцы и хохочет над их мучениями. Или, закрыв глаза, представляла, как ночью по кладбищу бродят самоубийцы, которых не принимает без покаяния земля. И до того мне делалось страшно, что, бывало, и тетя уснет, а я никак не могу спать. Все всматриваюсь в темные углы комнаты, прислушиваюсь ко всякому шороху. Заскребет мышь под полом, ветер распахнет форточку – я глубоко зарываюсь в пуховые подушки. У нас их было много. Дядя был купцом и любил плотно покушать и поспать.
Однажды стою в церкви, смотрю на строгий лик святого. Свечи горят перед ним. Куда ни повернешь глаза, он все смотрит. Шла обедня, пели певчие. Вдруг тетка толкнула меня и сказала: «Клади земной поклон. Выносят святые таинства…»
И вдруг страшно, раздирающим душу голосом закричала какая то женщина. Я прижалась к теткиному платью. «Молчи, молчи, крести, рот… Закрещивай! Это кричит дьявол во чреве кликуши», – сказала тетка. Воющая женщина упала передо мной и заколотилась о каменный пол церкви. Я видела ее перекошенный рот и пену на посиневших губах. Потом тетка мне объяснила: «Каждый может стать кликушей, если согрешит. Дьявол вселяется в грешное чрево; только он не может вытерпеть, когда выносят дары христовы. Тут ему тошно делается, он воет, кричит и об землю бьется. Видела?» В эту ночь мне не спалось. Я, доктор, была очень пытливая, но боялась тетки и никогда ни о чем ее не спрашивала…
Как то в праздник крещения тетка велела мне принести из церкви «иорданской воды». И надо же было случиться, что я заигралась с девочками по дороге, потом спохватилась, побежала, но обедня уже отошла, – было поздно. Знала, что тетка меня жестоко накажет. Шла домой, а ноги подкашивались. Готова была сделать, что угодно, только бы не встретиться с теткой. Боялась ее страшно. Плелась, сама не зная, куда иду. Вижу – колонка. Люди воду берут. Тут и придумала: быстро наполнила бутылку водой и побежала к дому. Но не вышла моя хитрость. Тетка меня слишком хорошо знала, чтобы не заметить моего волнения. Помню, у меня дрожали ноги, пропал голос и я осипла. На тринадцатом году я солгала в первый раз.
«Покажи воду», – подозрительно сказала тетка и протянула руку за бутылкой. Я не выдержала, расплакалась и сама все рассказала. Представьте, тетка на этот раз меня не побила. Видно, ради праздника. Она только пронзительно поглядела мне в глаза и сказала:
«Согрешила? В великий святой день согрешила обманом и ложью. Дьявол тебе явится!»
Ночью, холодея от страха, я с головой завернулась в одеяло. «Дьявол тебе явится!» – неотвязно звучало у меня в ушах, и я ждала с ужасом, с напряжением ждала – он явится… И вдруг он появился. Черный, с огненными глазами, он плыл по воздуху ко мне. Я крикнула и забилась в судорогах. Потом долго болела. Приходили какие то старухи, шептали надо мной, крестили меня, отливали водой. Я горела, металась. Мне было все равно, я знала, что дьявол возьмет меня к себе.
Стала выздоравливать, но была еще слаба. Первый мой выход из дому был в церковь. У меня кружилась голова, все качалось.
«Приложись к образу! – скомандовала тетка. – Сейчас вынесут святые дары. Причастишься».
Поплыл мелодичный знакомый мотив молитвы перед причастием. Сразу вспомнилась кликуша… Слова тетки: «Кто согрешит, в того дьявол вселится» и мой крещенский грех. Знаете, доктор, показалось мне, что именно сейчас обязательно должен кто то закричать.
«Клади земной поклон, дары выносят», – шепнула тетка.
Рухнув на холодный пол, я неистово закричала. Меня накрыли чем то черным. Больше ничего не помню. Потом долго не водили в церковь. Старухи говорили: «Порченая… за грехи родителей». А какие грехи у родителей? Мать – мученица, всю жизнь страдала от пьяницы отца, от его побоев. Отец стал пить вскоре после моего рождения оттого, что не хотел идти по купеческой дорожке дяди. Но был он человеком слабым, усилий не делал, да так и погиб в казенке…
Больная замолкла. На ресницах показались одинокие слезинки.
– Что было с вами дальше?
– Я училась… Была способной… красивой. Семнадцати лет вышла замуж – тетка советовала, а я не спорила – у меня не было воли. Муж оказался алкоголиком. Единственный ребенок умер. Потом встретила и полюбила другого – вы его видели – мой теперешний муж.
Бросила того, вышла замуж. Жизнь стала спокойной, хорошей. Жить бы да жить, но припадки с детства продолжаются до сих пор. Измучена… Сил нет…
Теперь после рассказа больной мне, врачу, стало понятной сущность ее болезни. Это был слабый, нервно возбудимый человек, плохо управляющий собой. Эта женщина жила не рассудком, а эмоциями и была в их полной власти. «Сверхсильные» для нее переживания привели ее к такому состоянию, которое врачи понимают как слабость коры мозга. Малейшее раздражение вызывает у нее возбуждение, крик, слезы, припадки. Разумные доводы на нее не действуют. Даже обыкновенные раздражители, ничтожные причины, которые в здоровом человеке не оставляют следа, для такой больной являются «сверхсильными».
Оттого у нее при малейшем волнении и происходили нервные припадки, а также появлялись такие симптомы, как невозможность стоять, ходить, говорить, слышать.

Комментарии
2014-05-02 в 22:36 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Елена Рюрик, какой ужас!:horror:Бедный ребёнок...

2014-05-04 в 06:13 

Ludmil@
Елена Рюрик, о Господе надо рассказывать с любовью к Нему и к человеку, которому рассказываешь, а не запугивать. Жаль девочку.

2014-05-04 в 16:34 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Kanafinwe, так ведь тётя тоже бедная - на только ребёнку внушала такие ужасы, она же сама жила с такими мыслями, что Бог - это что-то вроде карающего полицейского...

Ludmil@, жаль, конечно. Я потому и решила запостить эту историю - чтобы знали, как не надо и к чему это может привести.

Самое удивительное, что книга советских времён, через каждое слово говорится о правильных советских психиатрах и дедушке Павлове. Но в этой истории автор ни слова не сказал в адрес самой Церкви, хотя мог бы воспользоваться поводом. Получается, даже советский человек понимал, что не Церковь причина того, что женщина оказалась в психушке, а именно неправильное воспитание тётки.

А ещё подумалось, что на праздник Крещения ведь во всех водоёмах вода освящается. Так что не было бы ничего плохого, если бы девочка набрала воду из колонки. И где-то читала историю про братьев, которые ходили в Иерусалим за святой водой для больной матери. На окраине родной деревни они уронили банку с этой водой и разлили. И чтобы не расстраивать мать, налили воды простой, колодезной. Мать выпила - и исцелилась...

2014-05-05 в 20:30 

Ludmil@
Елена Рюрик, в Праздник Крещения Господня, действительно, вода святая даже из кранов течёт, так что тётка зря так напустилась на девочку. Не люблю, когда от лица Господа раздают наказания сторицей! Бог милостив.

2014-05-07 в 16:05 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Елена Рюрик, так ведь тётя тоже бедная - на только ребёнку внушала такие ужасы, она же сама жила с такими мыслями, что Бог - это что-то вроде карающего полицейского... У меня у самого семья такая. Но я как-то - скорее, на стороне тех, кого запугали ТАКИМ Богом. И я то и дело слышу:"Говоришь, Бог справедлив? Да будь он действительно справедлив - он бы всех нас уничтожил!" Меня это повергает в ужас.
А ещё подумалось, что на праздник Крещения ведь во всех водоёмах вода освящается. Так что не было бы ничего плохого, если бы девочка набрала воду из колонки. И где-то читала историю про братьев, которые ходили в Иерусалим за святой водой для больной матери. На окраине родной деревни они уронили банку с этой водой и разлили. И чтобы не расстраивать мать, налили воды простой, колодезной. Мать выпила - и исцелилась... А ведь верно! Так что, зря она так...

2014-05-07 в 18:03 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
И я то и дело слышу:"Говоришь, Бог справедлив? Да будь он действительно справедлив - он бы всех нас уничтожил!" Меня это повергает в ужас.

Kanafinwe, а так оно и есть. Бог не справедлив, он милостив, потому и прощает грешников, хотя вот люди по законам справедливости наверняка бы такого человека наказали. То и дело слышишь: "Ах ты, такой-сякой! Покарать тебя надо!" Но это по людскому рассуждению. А Бог гораздо выше этого, потому и прощает - как Отец неразумных детей, которые если не будут ошибаться, то ничему не научатся.

читать дальше

«Понятно ли, что нельзя одновременно возмущаться тем, что "Бог не наказывает мерзавцев, которые живут в соседней квартире" и брезгливо осуждать "жестокости Ветхого Завета"? Тут уж - или и поныне каждый грех должен вызывать молнии с небес (и тогда не утихала бы гроза не только над головами наших "соседей", но и над нашими), или мы должны преклониться перед тайной Божиего терпения» (А. Кураев. Школьное богословие").

Не называйте Бога справедливым!
Внимает Он мольбам нетерпеливым,
Проявит Он терпение к неверным...
Вы Бога назовите милосердным!
(Е. А. Капустин)

Так что очень хорошо, что Бог не справедлив. Это диавол требует карать людей за каждое прегрешение.

2014-05-08 в 04:08 

Ludmil@
Елена Рюрик, милосердие Господа бесконечно. С амое страшное, что люди любят раздавать наказания другим от лица Самого Бога. Им даже в голову не приходит, что они пытаются своими грешными устами вещать от лица Всевышнего. Я и сама прошла этот гнилой этап , увы...

2014-05-11 в 22:05 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Елена Рюрик, я думаю, что божественная справедливость как раз и идёт об руку с милосердием:) А человеческая, увы, не всегда...
Ludmil@, вы правы:) Надеюсь, что меня Бог миловал от этого.

2014-05-12 в 02:41 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
я думаю, что божественная справедливость как раз и идёт об руку с милосердием

Kanafinwe, я не рассказывала про спектакль, который мы ставили в воскресной школе? Про беса, который перед Пасхой искушал всех справедливостью?

2014-05-12 в 20:46 

Ludmil@
Елена Рюрик, интересно, Елена, что за спектакль7

2014-05-12 в 21:42 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, если вкратце: накануне Пасхи мама накрыла праздничный стол и велела детям ничего не трогать. И тут появился бес, прикинулся бездомной овечкой и давай просить девочку угостить его со стола. Сказал, что в кулич мама забыла положить сахар. Девочка решила проверить - и попробовала. И тут это увидел её брат. Бес давай и его искушать: мол, ты же справедливый мальчик, надо всё по-справедливости: сестра кулич взяла, а ты бери конфеты. Это увидела мама, бес давай ей нашептывать, что детей за такое поведение по-справедливости надо наказать и не пускать на Пасхальную службу. Благо мама услышала колокольный звон и опомнилась. И дети прощения попросили.

2014-05-13 в 06:49 

Ludmil@
Елена Рюрик, Бог поругаем не бывает, по-моему, я однажды видела такой спектакль. Больше всего меня огорчила ученица, которой выпала несчастье играть роль беса. Девочка слишком перевоплотилась...

2014-05-13 в 07:44 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, у меня разработана методика организации таких спектаклей. Как раз для того, чтобы не перевоплощаться, а напротив, максимально отдалить от себя подобный образ, мы используем кукол (в данном случае кукла была перчаточная, но играем и с тростевыми). Причём стараемся сделать так, чтобы один человек водил куклу, а другой её озвучивал.
Кстати, для Ангелов тоже используем кукол.

2014-05-13 в 08:29 

Ludmil@
Елена Рюрик, вы - молодцы!

2014-05-13 в 08:46 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, спасибо! Надеюсь, и в новой школе получится эту систему наладить.

И в качестве бонуса - наши куклы:

читать дальше

2014-05-13 в 13:58 

Ludmil@
Елена Рюрик, здорово! Мне очень нравится твоя методика!
Знаешь, Леночка, я присутствовала тогда на спектакле у своей коллеги. Казалось бы, православный человек, но дала роль беса ребёнку... У меня уже был с ней разговор , когда она хотела поручить кому-то роль Иуды. Она мне стала возражать и приводить доводы, что великие актёры играли... Леночка, я привела ей примеры, что стало с некоторыми актёрами после подобных ролей, однако, повреждение души взрослого, от которого зависят дети, пагубно и опасно для детей.

2014-05-13 в 18:09 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, спасибо, стараемся!

У нас был случай. Решили при епархии делать православный театр. Пригласили человека очень грамотного в актёрском плане, но в Православии разбирающегося постольку-поскольку. Решил он поставить спектакль по пасхальным событиям. И одному парню из нашей школы дал роль Иуды. А тот - ни в какую, хотя до этого во всех мероприятиях был главным активистом. Вот нет - и всё тут. А мне этот дяденька сказал: "А ты будешь Анной". Я от удивления просто опешила и дар речи потеряла. Ну и не станешь же при детях объяснять их педагогу, что он не прав... Но тут ему сами дети объяснили, что Анна - это первосвященник, то есть мужчина. К счастью, из епархии спустили разнарядку поставить спектакль к 9 Мая. Так бредовая идея и заглохла.

А насчёт великих актёров - да, играли. Да, великолепно играли. Но чего им этого стоило... Лично я вообще категорически против системы Станиславского - вот именно из-за вживания в образ. Мне больше нравится система Михаила Чехова - и достаточно эффективная, и гораздо более "экологичная" для самого актёра.

2014-05-13 в 19:36 

Ludmil@
Елена Рюрик, знаешь, я помню. что было с натальей варлей после роли ведьмы, то бишь панночки. Но Наталья пришла к вере и сейчас у неё всё в порядке. Однажды я смотрела по телевидению дискуссию. Честно говоря, не помню, о чём шла речь. Помню, что тема была духовная. От лица Церкви был Кураев, а среди прочих оппонентов Олег Басилашвили. Это было как раз после того, как он снялся в роли Воланда. Кстати, в антилитургии в этом фильме актёры весьма преуспели... Басилашвили было не узнать. Куда девалось его природное обаяние, позитивное мышление. Уголки губ были опущены, желчные речи и отталкивающее выражение лица... Кураев тогда не мог привести ни одного серьёзного аргумента в пользу духовной точки зрения. Короче, в той дискуссии его просто уложили на лопатки. Дело давнее, но забыть поведение Басилашвили до сих пор не могу. Казалось, что огромная часть тёмной роли просто вросла в его душу...

2014-05-13 в 20:52 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, кино - это отдельный вопрос. Про Панночку я тоже помню. Но сейчас, с появлением компьютерных технологий, этот вопрос решаем: можно взять внешний вид актёра (или вообще придумать) и смоделировать персонажа, избавив всех от необходимости вживаться в образ. Опять же, озвучивать может совсем другой человек.
В общем, всё решаемо - было бы желание. Другой вопрос, что желания нет. И подчас актёр и сам мечтает сыграть кого-нибудь эдакого...

2014-05-13 в 21:15 

Ludmil@
Елена Рюрик, в том-то и беда, что сами лезут во тьму...

2014-05-14 в 12:20 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Ludmil@, Елена Рюрик, здесь я с вами не соглашусь - актёр должен играть и отрицательные роли:) Можно отнестись к этому с воспитательной точки зрения: показать людям, какими НЕ НАДО БЫТЬ. А по-настоящему талантливый актёр должен не боятся отрицательных ролей.

2014-05-14 в 12:25 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Елена Рюрик, а если не будешь вживаться в образ - то не сыграешь так, чтобы в это поверили! Да и не так уж часто актёры сходят с ума от таких ролей - это зачастую преувеличено, для создания страшных историй на эту тему. Просто есть люди, которых люди творческих профессий пугают. А тут вся и суть, чтобы не слажать. Чтобы это было естественно. К тому же, это не ты так думаешь и действуешь, а твой персонаж. У меня любимый человек играл злодея - ему нужно было выплеснуть негатив. И не сошёл с ума, и злым не стал... Кстати, многие актёры именно поэтому и соглашаются на такие роли - они помогают избавляться от негатива.Я неоднократно читал интервью с актёрами, где об этом говорилось.

2014-05-14 в 12:29 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
здесь я с вами не соглашусь - актёр должен играть и отрицательные роли

Kanafinwe, отрицательная роль - это не обязательно бес. Можно сыграть плохого человека - и почувствовать на себе то, что чувствует этот человек. И пожалеть его, вместо того чтобы осудить. Мы же говорим о ролях беса, Воланда и прочих аналогичных. О воплощении зла как такового, и зла беспросветного, где зацепиться на за что.

а если не будешь вживаться в образ - то не сыграешь так, чтобы в это поверили!

Чтобы поверили - вовсе не обязательно отождествлять себя с персонажем. Да, система Станиславского, которая используется у нас в стране, именно это и предлагает. Но это не единственная система актёрского мастерства, которая в мире существует. На Западе с успехом используют систему Чехова - и это не мешает получать прекрасные результаты.

К тому же, это не ты так думаешь и действуешь, а твой персонаж.

Так вот вживание в образ - это и есть представление СЕБЯ в заданных обстоятельствах. То есть как бы ты сам себя повёл, а не какой-то левый персонаж.

2014-05-14 в 12:37 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Kanafinwe, чтобы было понятнее: есть Горлум, который в процессе фильма испытывает всевозможные нравственные колебания. Вот его сыграть - это как раз показать, как надо и как не надо. И есть Саурон - воплощение зла (на тот конкретный момент). Как Саурона ни играй - ну что в этот образ можно привнести? Вызвать у зрителя чувство сострадания к нему, которого никто не любит? Или что? В том и вопрос что тут уже ничего не сделаешь.

У меня, кстати, был когда-то пост про роль Такхизис, если помнишь. В той ситуации она для меня - не богиня тьмы, а некий индикатор внутреннего состояния Рейстлина. И если помнишь, по моей версии Рейстлина погубила не Такхиис, а его собственные кошмары.

2014-05-14 в 20:00 

Ludmil@
Елена Рюрик, Kanafinwe, Елена очень чётко обозначила позицию, но я приведу негативный приме вживания в образ. Прекрасный английский актёр Барни Кларк, сыгравший вора Бена Кингсли, который обучал своему ремеслу детей, совращая их с истинного пути, так талантливо преподнёс свою роль, что увеличил число воров в мире, потому что ему хотели подражать, но не попасться.
Шикарный Сомс в исполнении Дамиана Льюиса великолепен, но актёр так вжился в роль, что, когда играл эпизод смертельной болезни своего героя, чуть сам не умер.
Многие актёры говорили, что продолжали думать и поступать так, как вёл себя ими сыгранный персонаж, в который они слишком вжились. Это мешало даже над работой в следующей роли, потому что получались штампы, но хуже было то, что они переносили это и в реальную жизнь...
Дети не могут избежать этого, потому что они эмоциональны и более искренни. Если взрослые актёры не всегда могут избавиться от рубцов на душе, оставленных ролью, то зачем возлагать такую ответственность на детей?

2014-05-14 в 21:42 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, вот поэтому для детского театра особенно важен правильный подбор репертуара. Мы старались подобрать спектакль и раздать роли детям со сходим характером/ситуацией, что и у героев. И сыграв своего персонажа, который был плохим, но затем исправился, ребёнок и лично для себя усваивал что-то.

Кстати, злодеев, без которых никуда, у нас всегда играли старшие - выпускники или вообще педагоги. Так сказать, более морально устойчивые. Даже примета такая была: кто сыграет Вольдеморта - поступит в семинарию. Однажды играть его пришлось мне...

Kanafinwe, понимаешь, я вовсе не против профессии актёра. В наш век "клипового" мышления многие важные истины, в том числе и о Боге, лучше всего получается донести до людей с помощью театра или кино. Я говорю о том, что профессия эта опасна для самого актёра. Как, к примеру, опасна профессия пожарника - но это же не значит, что никому не нужно пожары тушить. Опасна профессия миссионера где-нибудь в Африке, потому как запросто могут скушать. А верующий актёр - тот же миссионер. Надо просто знать технику безопасности и не рисковать свыше необходимого. Найти золотую середину: создать такой образ, чтобы зрители поверили, но в то же время не вжиться настолько, чтобы отождествить себя с героем. И Ludmil@ права: дети - это всё же дети. Ели взрослый сам сначала выбирает профессию, а затем решает, берётся он за конкретную роль или нет, а потом сам отвечает за возможные последствия, то ребёнок играет то, что дают. А значит, отвечает за его душу взрослый, который ему эту роль даёт.

2014-05-15 в 11:12 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Елена Рюрик, Ludmil@, в чём-то вы обе правы:) И, наверное, система Чехова не так уж ни плоха - поскольку западные актёры, я считаю, ничем не хуже наших. Я тут вчера говорил на эту тему со своим другом-актёром - он играет в театре. И тот сказал, примерно то же: что играть просто злодеев - это одно, а вот всякую нечисть - гораздо сложнее. И сложнее тем, что ты должен отчасти отстраняться внутренне от этого зал, чтобы "не пропитаться этой Тьмой". В сущности, могу сказать, что это удалось моему любимому человеку, который, в своё время, играл Саурона.
Елена Рюрик, И Ludmil@ права: дети - это всё же дети. Детям сложнее:) Хотя, опять таки, близкий и родной мне человек начинал со школьного театра и лишь потом - пришёл в ролевое движение. Вообще-то, я думаю, что здесь можно по-разному подходить к способам "вживания" в героев.
У меня, кстати, был когда-то пост про роль Такхизис, если помнишь. В той ситуации она для меня - не богиня тьмы, а некий индикатор внутреннего состояния Рейстлина. И если помнишь, по моей версии Рейстлина погубила не Такхиис, а его собственные кошмары. Знаешь,а ты права!:friend: Хотя Хелависа сыграла её гениально.
Как Саурона ни играй - ну что в этот образ можно привнести? Вызвать у зрителя чувство сострадания к нему, которого никто не любит? Или что? А почему бы и нет? Можно показать, что злом становятся от одиночества. К примеру. А вообще-то, ты знаешь, что мне близка описанная тобой концепция исправившегося Зла. Мне вообще нравятся истории про то, что злодей полюбил - и стал хорошим:) Кстати, у моего любимого человека есть недоработанная вещь на эту тему.
Ludmil@, порой бывает, что человек сыграл положительного героя - и потом ему хочется соответствовать:) Кстати, к вопросу о штампах: есть актёры, которые соглашались на роль злодеев, чтобы избавиться от налипшего на них ярлыка имиджа "красавчика-героя", который налепили на них те же критики. Но тут, я считаю, что профессия критика порой отдаёт цинизмом. Потому что довольно часто они писали разгромные рецензии на любимые многими из нас фильмы. И вообще, чаще всего, одобренные критиками произведения я читать или смотреть не могу: в них есть нечто тошнотворное.

2014-05-15 в 11:26 

Ludmil@
Kanafinwe, я не читаю мнения критиков до того, как посмотрю или прочту что-либо, чтобы не было навязчивого давления и насилия мнением. Составив своё мнение, с интересом знакомлюсь с мнением других. Если моё мнение противоположно мнению других людей, воспринимаю это нормально, потому что мы все разные.

2014-05-15 в 12:04 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
В сущности, могу сказать, что это удалось моему любимому человеку, который, в своё время, играл Саурона. А почему бы и нет? Можно показать, что злом становятся от одиночества. К примеру.

Kanafinwe, я говорила как раз про того Саурона, который периода "Властелина колец" - там это уже беспросветное зло. Что вовсе не отменяет того, что раньше и Саурон был способен на нравственный выбор. Так что тут всё зависит от того, на каком этапе его жизни его играть.

Мне вообще нравятся истории про то, что злодей полюбил - и стал хорошим

При условии, что теоретически он вообще способен любить. А бывает, что не смог стать хорошим, сделал неправильный выбор - но у него был шанс. И зритель это видит, и делает для себя выводы. Собственно, это и отличает "просто злодея" от нечисти: у человека всегда есть шанс, пока он жив.

2014-05-15 в 19:12 

Ludmil@
Елена Рюрик, Kanafinwe, Господь каждому дал свободный выбор.

2014-05-15 в 20:06 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, а кто спорит? Просто те личности, о которых изначально шла речь, свой выбор однажды уже реализовали. А другой возможности у них, по причине нематериальности, нет. А у человека - да, конечно, выбор есть всегда, пока человек жив.

2014-05-15 в 21:44 

Ludmil@
:hi2:

2014-05-16 в 15:09 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Елена Рюрик, я говорила как раз про того Саурона, который периода "Властелина колец" - там это уже беспросветное зло. Что вовсе не отменяет того, что раньше и Саурон был способен на нравственный выбор. Так что тут всё зависит от того, на каком этапе его жизни его играть. Это верно!:) если подумать...
Ludmil@, Господь каждому дал свободный выбор. Я с вами совершенно согласен!:friend:

2014-05-17 в 00:08 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
2014-05-24 в 12:00 

Маг Великий
Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.
И мне так ясно, отчетливо представлялось, как сплетники, подвешенные за языки, обжоры с вырезанной глоткой, неверующие извиваются, горят на медленном огне. Видела я самого сатану, черного, с кровавыми глазами, который протягивает к грешникам когтистые пальцы и хохочет над их мучениями. Или, закрыв глаза, представляла, как ночью по кладбищу бродят самоубийцы, которых не принимает без покаяния земля.
Какие интересные образы у этой тети. Ей бы сценарии писать к сериалам, типа walking dead итд.

2014-05-24 в 14:38 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Маг-подмастерье, в то время ещё не снимали сериалы подобного рода. Пропал талант...

2014-05-28 в 16:51 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Елена Рюрик, кстати говоря, на днях был свидетелем ещё одного явления такого вот ПГМнутого товарища: есть у нас, в Казанском соборе, куда я хожу, одна колоритнейшая, в этом плане, личность: бывший сторож. И он известен своим женоненавистничеством и ПГМностью. То скажет, что женщины должны причащаться последними после мужчин и детей, то скажет, что женщина - есть создание низкое и права не имеющая, а недавно отчудил. Подходит к сидящим в углу - а среди них был и я, оттого, что у меня продольное и поперечное плоскостопие и я стоять из-за этого долго не могу - и заявил громогласно:"Грядёт Конец Света! Вы, что, не слышали? Бог уже написал вам на Небесах:"Придут народы Гога и Магога!" И все вы погибните!" Я его просто вежливо послал - вроде как, в храме Божьем ругаться не есть хорошо. Короче, этот товарищ религиозным неадекватом достал всех прихожан. Вот такие вот бывают!

2014-05-28 в 20:10 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Kanafinwe, всякое бывает. Главное, чтобы окружающие не сочли, будто это и есть Православие.

2014-05-28 в 21:01 

Маг Великий
Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.
Елена Рюрик, мне кажется, у того мужика расстройство психическое, а не православие.

2014-05-28 в 22:05 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Маг-подмастерье, может быть. А может быть и просто из стадии неофитства ещё не вышел, такое тоже бывает, увы.

2014-05-28 в 22:09 

Маг Великий
Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.
Елена Рюрик, не, не. Явно на бред похоже.

2014-05-30 в 13:37 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Елена Рюрик, окружающие, к счастью, не сочли - нашлись адекватные бабушки, которые прогнали его:"Иди-иди, дурак! А ты, милок, не боись - он ж сумасшедший!":) Хотя я бы напротив - такого не меньше боялся.
Маг-подмастерье,а чаще всего, такие вот расстройства на религиозной почве - идут рука об руку с психическими. Вспомните, сколько маньяков, которые на этой же почве свихнулись!:) Хотя, чаще всего, такого рода маньячество встречается не в православии. Как мне известно. А отчего-то - в протестантизме. Вот там - даже такие маньяки-убийцы есть, которые убивают на религиозной почве. У нас, даром, что эти православнутые мешают жить, но до стадии маньяка-убийцы, вроде бы, никто из них ещё не дошёл. Хотя, всё равно, оно как-то страшно! Вдруг и такие есть? Просто мы не знаем.
Елена Рюрик, думаешь, стадия неофитства, а не психоз? Просто как раз психоз на почве религии - одна из самых страшных, по-моему, вещей.

2014-05-30 в 14:07 

Маг Великий
Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.
Kanafinwe, да психоз может быть на любой почве, хоть религии, хоть эзотерики. Мне кажется, тут без разницы.

2014-05-30 в 14:48 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Kanafinwe, да, психоз может быть на любой почве - то, что человеку близко, в чём он "варится" по жизни". Если человек религиозный - то вполне на религиозной почве.

А протестантизм протестантизму рознь. Традиционные протестанты - лютеране, к примеру - в таком, вроде, замешены не были. А вот протестантские секты, которых уже и христианами назвать сложно - это да.

2014-05-30 в 14:51 

Маг Великий
Открой свое сердце Тьме и узришь ты Свет Полуночи.
Елена Рюрик, некоторые секты на базе христианства используют разные методики, которые могут спровоцировать психоз. То, что условно называют "промывание мозгов".

2014-05-31 в 14:38 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
Маг-подмастерье, в плане психоза и "промывки мозгов" - согласен!:friend:
Елена Рюрик, ты забываешь такое явление, как пресвитерианскую церковь - то есть, пуритан. Вот у них эта двинутость присутствует. А лютеране - да, у них такое явление редкость.
да, психоз может быть на любой почве - то, что человеку близко, в чём он "варится" по жизни". Если человек религиозный - то вполне на религиозной почве. Я, кстати, часто замечал у людей сдвиг на почве Апокалипсиса.

   

За Православие. Против православнутости

главная