Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
22:27 

Фрагмент из книги "Записки психиатра" Л. А. Богданович

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Один из примеров того, до чего может довести кривая ПГМнутая педагогика, желающая видеть в Боге злого карателя за малейшую провинность.

Больная, усевшись поудобнее, просто и доверчиво рассказала мне о своей жизни.
– Как сейчас помню мрачную, сводчатую церковь, темные лики святых. Бывало, зажгут много свечей. Они тонкие, потрескивают, гнутся от жары, а я часами смотрю на них, прищурив глаза, и огоньки мне кажутся игрушечными звездами, как на елке.
Меня воспитывала тетка – сестра матери. Была она религиозна фанатически. Рассказывала мне о святых, об их мученическом конце и от меня, маленькой девочки, требовала великого терпения. И что удивительно, доктор, я искренне стремилась к подвижничеству, мечтала о спасении души. Как взрослая, я постилась весь великий пост; не ела в сочельник до первой звезды; выстаивала в страстной четверг все «великое стояние» во время чтения «двенадцати евангелий». Бывало, свинцом наливаются ноги, тошнит, в голове туман, но терплю изо всех сил…
читать дальше

Комментарии
2014-05-02 в 22:36 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Елена Рюрик, какой ужас!:horror:Бедный ребёнок...

2014-05-04 в 06:13 

Ludmil@
Елена Рюрик, о Господе надо рассказывать с любовью к Нему и к человеку, которому рассказываешь, а не запугивать. Жаль девочку.

2014-05-04 в 16:34 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Kanafinwe, так ведь тётя тоже бедная - на только ребёнку внушала такие ужасы, она же сама жила с такими мыслями, что Бог - это что-то вроде карающего полицейского...

Ludmil@, жаль, конечно. Я потому и решила запостить эту историю - чтобы знали, как не надо и к чему это может привести.

Самое удивительное, что книга советских времён, через каждое слово говорится о правильных советских психиатрах и дедушке Павлове. Но в этой истории автор ни слова не сказал в адрес самой Церкви, хотя мог бы воспользоваться поводом. Получается, даже советский человек понимал, что не Церковь причина того, что женщина оказалась в психушке, а именно неправильное воспитание тётки.

А ещё подумалось, что на праздник Крещения ведь во всех водоёмах вода освящается. Так что не было бы ничего плохого, если бы девочка набрала воду из колонки. И где-то читала историю про братьев, которые ходили в Иерусалим за святой водой для больной матери. На окраине родной деревни они уронили банку с этой водой и разлили. И чтобы не расстраивать мать, налили воды простой, колодезной. Мать выпила - и исцелилась...

2014-05-05 в 20:30 

Ludmil@
Елена Рюрик, в Праздник Крещения Господня, действительно, вода святая даже из кранов течёт, так что тётка зря так напустилась на девочку. Не люблю, когда от лица Господа раздают наказания сторицей! Бог милостив.

2014-05-07 в 16:05 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Елена Рюрик, так ведь тётя тоже бедная - на только ребёнку внушала такие ужасы, она же сама жила с такими мыслями, что Бог - это что-то вроде карающего полицейского... У меня у самого семья такая. Но я как-то - скорее, на стороне тех, кого запугали ТАКИМ Богом. И я то и дело слышу:"Говоришь, Бог справедлив? Да будь он действительно справедлив - он бы всех нас уничтожил!" Меня это повергает в ужас.
А ещё подумалось, что на праздник Крещения ведь во всех водоёмах вода освящается. Так что не было бы ничего плохого, если бы девочка набрала воду из колонки. И где-то читала историю про братьев, которые ходили в Иерусалим за святой водой для больной матери. На окраине родной деревни они уронили банку с этой водой и разлили. И чтобы не расстраивать мать, налили воды простой, колодезной. Мать выпила - и исцелилась... А ведь верно! Так что, зря она так...

2014-05-07 в 18:03 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
И я то и дело слышу:"Говоришь, Бог справедлив? Да будь он действительно справедлив - он бы всех нас уничтожил!" Меня это повергает в ужас.

Kanafinwe, а так оно и есть. Бог не справедлив, он милостив, потому и прощает грешников, хотя вот люди по законам справедливости наверняка бы такого человека наказали. То и дело слышишь: "Ах ты, такой-сякой! Покарать тебя надо!" Но это по людскому рассуждению. А Бог гораздо выше этого, потому и прощает - как Отец неразумных детей, которые если не будут ошибаться, то ничему не научатся.

читать дальше

«Понятно ли, что нельзя одновременно возмущаться тем, что "Бог не наказывает мерзавцев, которые живут в соседней квартире" и брезгливо осуждать "жестокости Ветхого Завета"? Тут уж - или и поныне каждый грех должен вызывать молнии с небес (и тогда не утихала бы гроза не только над головами наших "соседей", но и над нашими), или мы должны преклониться перед тайной Божиего терпения» (А. Кураев. Школьное богословие").

Не называйте Бога справедливым!
Внимает Он мольбам нетерпеливым,
Проявит Он терпение к неверным...
Вы Бога назовите милосердным!
(Е. А. Капустин)

Так что очень хорошо, что Бог не справедлив. Это диавол требует карать людей за каждое прегрешение.

2014-05-08 в 04:08 

Ludmil@
Елена Рюрик, милосердие Господа бесконечно. С амое страшное, что люди любят раздавать наказания другим от лица Самого Бога. Им даже в голову не приходит, что они пытаются своими грешными устами вещать от лица Всевышнего. Я и сама прошла этот гнилой этап , увы...

2014-05-11 в 22:05 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Елена Рюрик, я думаю, что божественная справедливость как раз и идёт об руку с милосердием:) А человеческая, увы, не всегда...
Ludmil@, вы правы:) Надеюсь, что меня Бог миловал от этого.

2014-05-12 в 02:41 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
я думаю, что божественная справедливость как раз и идёт об руку с милосердием

Kanafinwe, я не рассказывала про спектакль, который мы ставили в воскресной школе? Про беса, который перед Пасхой искушал всех справедливостью?

2014-05-12 в 20:46 

Ludmil@
Елена Рюрик, интересно, Елена, что за спектакль7

2014-05-12 в 21:42 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, если вкратце: накануне Пасхи мама накрыла праздничный стол и велела детям ничего не трогать. И тут появился бес, прикинулся бездомной овечкой и давай просить девочку угостить его со стола. Сказал, что в кулич мама забыла положить сахар. Девочка решила проверить - и попробовала. И тут это увидел её брат. Бес давай и его искушать: мол, ты же справедливый мальчик, надо всё по-справедливости: сестра кулич взяла, а ты бери конфеты. Это увидела мама, бес давай ей нашептывать, что детей за такое поведение по-справедливости надо наказать и не пускать на Пасхальную службу. Благо мама услышала колокольный звон и опомнилась. И дети прощения попросили.

2014-05-13 в 06:49 

Ludmil@
Елена Рюрик, Бог поругаем не бывает, по-моему, я однажды видела такой спектакль. Больше всего меня огорчила ученица, которой выпала несчастье играть роль беса. Девочка слишком перевоплотилась...

2014-05-13 в 07:44 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, у меня разработана методика организации таких спектаклей. Как раз для того, чтобы не перевоплощаться, а напротив, максимально отдалить от себя подобный образ, мы используем кукол (в данном случае кукла была перчаточная, но играем и с тростевыми). Причём стараемся сделать так, чтобы один человек водил куклу, а другой её озвучивал.
Кстати, для Ангелов тоже используем кукол.

2014-05-13 в 08:29 

Ludmil@
Елена Рюрик, вы - молодцы!

2014-05-13 в 08:46 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, спасибо! Надеюсь, и в новой школе получится эту систему наладить.

И в качестве бонуса - наши куклы:

читать дальше

2014-05-13 в 13:58 

Ludmil@
Елена Рюрик, здорово! Мне очень нравится твоя методика!
Знаешь, Леночка, я присутствовала тогда на спектакле у своей коллеги. Казалось бы, православный человек, но дала роль беса ребёнку... У меня уже был с ней разговор , когда она хотела поручить кому-то роль Иуды. Она мне стала возражать и приводить доводы, что великие актёры играли... Леночка, я привела ей примеры, что стало с некоторыми актёрами после подобных ролей, однако, повреждение души взрослого, от которого зависят дети, пагубно и опасно для детей.

2014-05-13 в 18:09 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, спасибо, стараемся!

У нас был случай. Решили при епархии делать православный театр. Пригласили человека очень грамотного в актёрском плане, но в Православии разбирающегося постольку-поскольку. Решил он поставить спектакль по пасхальным событиям. И одному парню из нашей школы дал роль Иуды. А тот - ни в какую, хотя до этого во всех мероприятиях был главным активистом. Вот нет - и всё тут. А мне этот дяденька сказал: "А ты будешь Анной". Я от удивления просто опешила и дар речи потеряла. Ну и не станешь же при детях объяснять их педагогу, что он не прав... Но тут ему сами дети объяснили, что Анна - это первосвященник, то есть мужчина. К счастью, из епархии спустили разнарядку поставить спектакль к 9 Мая. Так бредовая идея и заглохла.

А насчёт великих актёров - да, играли. Да, великолепно играли. Но чего им этого стоило... Лично я вообще категорически против системы Станиславского - вот именно из-за вживания в образ. Мне больше нравится система Михаила Чехова - и достаточно эффективная, и гораздо более "экологичная" для самого актёра.

2014-05-13 в 19:36 

Ludmil@
Елена Рюрик, знаешь, я помню. что было с натальей варлей после роли ведьмы, то бишь панночки. Но Наталья пришла к вере и сейчас у неё всё в порядке. Однажды я смотрела по телевидению дискуссию. Честно говоря, не помню, о чём шла речь. Помню, что тема была духовная. От лица Церкви был Кураев, а среди прочих оппонентов Олег Басилашвили. Это было как раз после того, как он снялся в роли Воланда. Кстати, в антилитургии в этом фильме актёры весьма преуспели... Басилашвили было не узнать. Куда девалось его природное обаяние, позитивное мышление. Уголки губ были опущены, желчные речи и отталкивающее выражение лица... Кураев тогда не мог привести ни одного серьёзного аргумента в пользу духовной точки зрения. Короче, в той дискуссии его просто уложили на лопатки. Дело давнее, но забыть поведение Басилашвили до сих пор не могу. Казалось, что огромная часть тёмной роли просто вросла в его душу...

2014-05-13 в 20:52 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, кино - это отдельный вопрос. Про Панночку я тоже помню. Но сейчас, с появлением компьютерных технологий, этот вопрос решаем: можно взять внешний вид актёра (или вообще придумать) и смоделировать персонажа, избавив всех от необходимости вживаться в образ. Опять же, озвучивать может совсем другой человек.
В общем, всё решаемо - было бы желание. Другой вопрос, что желания нет. И подчас актёр и сам мечтает сыграть кого-нибудь эдакого...

2014-05-13 в 21:15 

Ludmil@
Елена Рюрик, в том-то и беда, что сами лезут во тьму...

2014-05-14 в 12:20 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Ludmil@, Елена Рюрик, здесь я с вами не соглашусь - актёр должен играть и отрицательные роли:) Можно отнестись к этому с воспитательной точки зрения: показать людям, какими НЕ НАДО БЫТЬ. А по-настоящему талантливый актёр должен не боятся отрицательных ролей.

2014-05-14 в 12:25 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Елена Рюрик, а если не будешь вживаться в образ - то не сыграешь так, чтобы в это поверили! Да и не так уж часто актёры сходят с ума от таких ролей - это зачастую преувеличено, для создания страшных историй на эту тему. Просто есть люди, которых люди творческих профессий пугают. А тут вся и суть, чтобы не слажать. Чтобы это было естественно. К тому же, это не ты так думаешь и действуешь, а твой персонаж. У меня любимый человек играл злодея - ему нужно было выплеснуть негатив. И не сошёл с ума, и злым не стал... Кстати, многие актёры именно поэтому и соглашаются на такие роли - они помогают избавляться от негатива.Я неоднократно читал интервью с актёрами, где об этом говорилось.

2014-05-14 в 12:29 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
здесь я с вами не соглашусь - актёр должен играть и отрицательные роли

Kanafinwe, отрицательная роль - это не обязательно бес. Можно сыграть плохого человека - и почувствовать на себе то, что чувствует этот человек. И пожалеть его, вместо того чтобы осудить. Мы же говорим о ролях беса, Воланда и прочих аналогичных. О воплощении зла как такового, и зла беспросветного, где зацепиться на за что.

а если не будешь вживаться в образ - то не сыграешь так, чтобы в это поверили!

Чтобы поверили - вовсе не обязательно отождествлять себя с персонажем. Да, система Станиславского, которая используется у нас в стране, именно это и предлагает. Но это не единственная система актёрского мастерства, которая в мире существует. На Западе с успехом используют систему Чехова - и это не мешает получать прекрасные результаты.

К тому же, это не ты так думаешь и действуешь, а твой персонаж.

Так вот вживание в образ - это и есть представление СЕБЯ в заданных обстоятельствах. То есть как бы ты сам себя повёл, а не какой-то левый персонаж.

2014-05-14 в 12:37 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Kanafinwe, чтобы было понятнее: есть Горлум, который в процессе фильма испытывает всевозможные нравственные колебания. Вот его сыграть - это как раз показать, как надо и как не надо. И есть Саурон - воплощение зла (на тот конкретный момент). Как Саурона ни играй - ну что в этот образ можно привнести? Вызвать у зрителя чувство сострадания к нему, которого никто не любит? Или что? В том и вопрос что тут уже ничего не сделаешь.

У меня, кстати, был когда-то пост про роль Такхизис, если помнишь. В той ситуации она для меня - не богиня тьмы, а некий индикатор внутреннего состояния Рейстлина. И если помнишь, по моей версии Рейстлина погубила не Такхиис, а его собственные кошмары.

2014-05-14 в 20:00 

Ludmil@
Елена Рюрик, Kanafinwe, Елена очень чётко обозначила позицию, но я приведу негативный приме вживания в образ. Прекрасный английский актёр Барни Кларк, сыгравший вора Бена Кингсли, который обучал своему ремеслу детей, совращая их с истинного пути, так талантливо преподнёс свою роль, что увеличил число воров в мире, потому что ему хотели подражать, но не попасться.
Шикарный Сомс в исполнении Дамиана Льюиса великолепен, но актёр так вжился в роль, что, когда играл эпизод смертельной болезни своего героя, чуть сам не умер.
Многие актёры говорили, что продолжали думать и поступать так, как вёл себя ими сыгранный персонаж, в который они слишком вжились. Это мешало даже над работой в следующей роли, потому что получались штампы, но хуже было то, что они переносили это и в реальную жизнь...
Дети не могут избежать этого, потому что они эмоциональны и более искренни. Если взрослые актёры не всегда могут избавиться от рубцов на душе, оставленных ролью, то зачем возлагать такую ответственность на детей?

2014-05-14 в 21:42 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
Ludmil@, вот поэтому для детского театра особенно важен правильный подбор репертуара. Мы старались подобрать спектакль и раздать роли детям со сходим характером/ситуацией, что и у героев. И сыграв своего персонажа, который был плохим, но затем исправился, ребёнок и лично для себя усваивал что-то.

Кстати, злодеев, без которых никуда, у нас всегда играли старшие - выпускники или вообще педагоги. Так сказать, более морально устойчивые. Даже примета такая была: кто сыграет Вольдеморта - поступит в семинарию. Однажды играть его пришлось мне...

Kanafinwe, понимаешь, я вовсе не против профессии актёра. В наш век "клипового" мышления многие важные истины, в том числе и о Боге, лучше всего получается донести до людей с помощью театра или кино. Я говорю о том, что профессия эта опасна для самого актёра. Как, к примеру, опасна профессия пожарника - но это же не значит, что никому не нужно пожары тушить. Опасна профессия миссионера где-нибудь в Африке, потому как запросто могут скушать. А верующий актёр - тот же миссионер. Надо просто знать технику безопасности и не рисковать свыше необходимого. Найти золотую середину: создать такой образ, чтобы зрители поверили, но в то же время не вжиться настолько, чтобы отождествить себя с героем. И Ludmil@ права: дети - это всё же дети. Ели взрослый сам сначала выбирает профессию, а затем решает, берётся он за конкретную роль или нет, а потом сам отвечает за возможные последствия, то ребёнок играет то, что дают. А значит, отвечает за его душу взрослый, который ему эту роль даёт.

2014-05-15 в 11:12 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Елена Рюрик, Ludmil@, в чём-то вы обе правы:) И, наверное, система Чехова не так уж ни плоха - поскольку западные актёры, я считаю, ничем не хуже наших. Я тут вчера говорил на эту тему со своим другом-актёром - он играет в театре. И тот сказал, примерно то же: что играть просто злодеев - это одно, а вот всякую нечисть - гораздо сложнее. И сложнее тем, что ты должен отчасти отстраняться внутренне от этого зал, чтобы "не пропитаться этой Тьмой". В сущности, могу сказать, что это удалось моему любимому человеку, который, в своё время, играл Саурона.
Елена Рюрик, И Ludmil@ права: дети - это всё же дети. Детям сложнее:) Хотя, опять таки, близкий и родной мне человек начинал со школьного театра и лишь потом - пришёл в ролевое движение. Вообще-то, я думаю, что здесь можно по-разному подходить к способам "вживания" в героев.
У меня, кстати, был когда-то пост про роль Такхизис, если помнишь. В той ситуации она для меня - не богиня тьмы, а некий индикатор внутреннего состояния Рейстлина. И если помнишь, по моей версии Рейстлина погубила не Такхиис, а его собственные кошмары. Знаешь,а ты права!:friend: Хотя Хелависа сыграла её гениально.
Как Саурона ни играй - ну что в этот образ можно привнести? Вызвать у зрителя чувство сострадания к нему, которого никто не любит? Или что? А почему бы и нет? Можно показать, что злом становятся от одиночества. К примеру. А вообще-то, ты знаешь, что мне близка описанная тобой концепция исправившегося Зла. Мне вообще нравятся истории про то, что злодей полюбил - и стал хорошим:) Кстати, у моего любимого человека есть недоработанная вещь на эту тему.
Ludmil@, порой бывает, что человек сыграл положительного героя - и потом ему хочется соответствовать:) Кстати, к вопросу о штампах: есть актёры, которые соглашались на роль злодеев, чтобы избавиться от налипшего на них ярлыка имиджа "красавчика-героя", который налепили на них те же критики. Но тут, я считаю, что профессия критика порой отдаёт цинизмом. Потому что довольно часто они писали разгромные рецензии на любимые многими из нас фильмы. И вообще, чаще всего, одобренные критиками произведения я читать или смотреть не могу: в них есть нечто тошнотворное.

2014-05-15 в 11:26 

Ludmil@
Kanafinwe, я не читаю мнения критиков до того, как посмотрю или прочту что-либо, чтобы не было навязчивого давления и насилия мнением. Составив своё мнение, с интересом знакомлюсь с мнением других. Если моё мнение противоположно мнению других людей, воспринимаю это нормально, потому что мы все разные.

2014-05-15 в 12:04 

Елена Рюрик
"Быть собою - почти искусство" (с) Чароит
В сущности, могу сказать, что это удалось моему любимому человеку, который, в своё время, играл Саурона. А почему бы и нет? Можно показать, что злом становятся от одиночества. К примеру.

Kanafinwe, я говорила как раз про того Саурона, который периода "Властелина колец" - там это уже беспросветное зло. Что вовсе не отменяет того, что раньше и Саурон был способен на нравственный выбор. Так что тут всё зависит от того, на каком этапе его жизни его играть.

Мне вообще нравятся истории про то, что злодей полюбил - и стал хорошим

При условии, что теоретически он вообще способен любить. А бывает, что не смог стать хорошим, сделал неправильный выбор - но у него был шанс. И зритель это видит, и делает для себя выводы. Собственно, это и отличает "просто злодея" от нечисти: у человека всегда есть шанс, пока он жив.

2014-05-15 в 19:12 

Ludmil@
Елена Рюрик, Kanafinwe, Господь каждому дал свободный выбор.

   

За Православие. Против православнутости

главная