November Light
Мы только и знаем, что человек – это человек. А ваши Золя и ваши Бернарды Шоу даже в этом ему отказывают. (с) Г.К. Честертон
Сделаю в новой записи, модератор, если сочтёт необходимым, пусть переносит в тему о прседоправославных книгах

Книжка эта мне попалась лет эдак десять назад. Хороший твёрдый переплёт с золотым тиснением, качественная бумага, фотография солидного бородатого настоятеля в облачении и с Крестом в руках на титульном листе. Однако внутреннее содержание книги было отнюдь не так однозначно.

Я пишу именно о неоднозначности, так как, во-первых, говорю только о своём восприятии: мне не удалось найти критических отзывов о трудах этого автора. Во-вторых, содержание книги ДЕЙСТВИТЕЛЬНО не является однозначно неправославным, на мой взгляд. Там есть вполне адекватные, хорошие советы. Руководство к исповеди этого же батюшки тоже не вызывает каких-то особых подозрений - вполне нормальное. К тому же он – духовник братства «Радонеж». Однако есть у отца Амвросия и очень подозрительные высказывания, на которые я считаю нужным обратить внимание.

Вот некоторые из них:

О деторождении. "По правилам святых отцов, если ребенок зачат в среду, в пятницу, в воскресный день, в большие церковные праздники или в посты, он рождается с дефектом физическим или нравственным. Если ребенок зачался, а у матери и отца появилось нежелание его иметь, но его все же сохранили, то он рождается нежеланным. А потом родители плачут: "Почему сын (или дочь) такой неуправляемый!" Да потому, что мы сами были неуправляемые. Все зависит от нас, от того, как мы себя будем вести."

О продуктах питания. Вопрос: как обезопасить себя, приобретая продукты в магазинах?

"Все, что мы покупаем в магазинах, должны окроплять святой водой и осенять крестным знамением. Часто купленные продукты имеют в своем составе то, что оскверняет и душу, и тело человека. Есть определенные силы, которые платят миллиарды, чтобы осквернить продукты, которыми пользуется население планеты. Но когда продукты мы окропляем крещенской водой, читаем над ними молитву "Отче наш", скверна попаляется огнем Божественной благодати, и их можно употреблять в пищу."

О совершении литургии при пустом храме: "Некоторых спрашивают: "Почему вы литургию не совершали?" - "А в храме никого нет". Да мы служим не людям. Служба Богу идет. Даже если в храме нет ни одного человека, службу надо вести - здесь и Господь на Престоле, и Матерь Божия, и ангелы, и святые угодники, и вся небесная Церковь. Молитву Церкви ждут усопшие и те, кто не мог по болезни прийти в храм."

Насколько мне известно, литургия не должна совершаться при пустом храме (как «общее дело»), по крайней мере – в одиночку. Если ошибаюсь, очень прошу меня поправить.

О житиях святых: «Вопрос: Некоторые места из жития святых, написанные Димитрием Ростовским, подобны сказкам, много там чудес и страшных мучений, которых не может вынести человек. Как же было на самом деле?


К житиям святых надо относиться как к Священному Писанию, всему написанному там верить.»

Хотя фольклорные мотивы в житиях некоторых святых общеизвестны. К тому же, такое уравнивание агиографии и Писания однозначно нарушает иерархию ценностей христианина.

О донорстве: «Бывает, верующему вливают кровь неверующего человека. Святые отцы говорят: если мы возьмем одежду страстного человека, то можем заразиться, - эта страсть подействует на нас. Потому надо оградить себя, освятить свои тело и душу в таинствах Покаяния и Причащения, а чужую одежду (если будет такая необходимость) окропить святой водой.»

О бороде: «Есть такое дерево - лиственница, у нее вместо листьев иголочки. Такие же иголочки есть и у елей, сосен. Через них на землю сходит энергия. И у мужчин борода нужна для стока энергии...»

О структурированной воде и стерильности: «Одна женщина - микробиолог Ника Ивановна Стрельцова - поначалу тоже была невоцерковленной. Приехала в монастырь, набрала святой воды и про нее забыла. Вспомнила, когда прошло уже больше года. Как микробиологу ей было интересно узнать, что стало с водой. Стала она ее под микроскопом изучать и увидела, что в воде совсем нет микробов, вода стерильная, живая - по структуре своей похожа на ДНК здорового человека. Оказалась у нее под руками и наговоренная вода, ее она тоже посмотрела под микроскопом и увидела, что структура воды нарушена, наподобие ДНК смертельно больного человека. Не случайно, видно, в сказках говорят о живой и мертвой воде.»

Неизвестно, что хотел о. Амвросий сказать в данном случае. Но как биолог могу сказать, что структура воды и структура ДНК – абсолютно различны, тем более, их нельзя увидеть под микроскопом; вообще это построение, мне кажется, явно отдаёт суеверием, если не оккультизмом… Особенно если вспомнить про бороду.

Вызывает недоумение отрывок из предисловия ко 2-й части этой книги: «По просьбам наших читателей в этой книге мы изменили написание некоторых слов, сообразуя его с нормами дореволюционной грамматики. В основном это коснулось написания приставки без-. Если в наше время принято писать "бессердечный ", "беспокойный ", "беспорядочный ", то в дореволюционной России, чтобы не смущать верующих и не возносить хвалу бесу (!!! – November Light)("бес сердечный "), приставка бес- писалась как без-.» Тут Марьяна, было время, писала про бабушек, которые расшифровывают «Техпомощь» как «ТЕХ помощь»…

Настойчиво отец Амвросий рекомендует для своих чад исключительно монашеские правила поста (Православные христиане до 12 часов дня ничего не едят (в это время распяли Иисуса Христа, в это же время заканчивается и Божественная литургия)… Православные никогда не завтракают… Правда, во второй части книги он, кажется, начинает отходить от этого принципа. И всё время делается акцент на то, что пост очищает организм от шлаков, токсинов, и нигде я не видел в этой книге ни слова о том, что это – добровольная жертва Богу.

История, подобная упомянутым в прошлой записи страшилкам, приводится здесь в вопросе о шаровых молниях: «Однажды в селе мне рассказали случай, бывший с одними супругами на праздник пророка Илии. В этот день обычно никто не работает. А тот муж насильно усадил жену на телегу, чтобы ехать метать сено. Жена напомнила, что в этот день - праздник, работать нельзя. А он: "Этих праздников - не пересчитать!" Только они поехали, на небе появилась тучка. Он, сказав эти слова, поднял вилы и погрозил небу: "Вот тебе!" Богу погрозил. В это время шаровая молния через вилы прошла в него и - насмерть. Жена рядом сидела - ничего, живая.»

Интересно размышление по поводу числа 666:

«Что означает число 666?

Когда я еду в машине и мне попадаются машины с тремя шестерками, я крещусь. Это имя антихриста. Имя Христа - три восьмерки. У нас в монастыре машина есть - у нее номер Ж 58-88 ИВ. Все в этом номере интересно. Например, буква "Ж". В Киеве в Софийском соборе найдена на стене славянская азбука. Приехали богословы, ученые, интересовались, почему же буква "Ж" стоит не в общем алфавитном ряду, а выше его? И нашли ответ. Славянские просветители Кирилл и Мефодий, когда составляли славянский алфавит, не поставили эту букву в ряд, а поставили ее выше, потому, что в букве "Ж" две буквы - "I" и "X", сокращенно - "Иисус Христос". И вот, когда читаешь этот алфавит - А, Б, В, Г, Д, В,.. 3- буква "Z" там написана как "7" и недаром на седьмом месте стоит, да еще с "хвостиком", как бы занимает место буквы "Ж". Раньше народ изучал цифровую азбуку, умел читать буквы как цифры, потому Господь и закодировал имя антихриста. В номере нашей машины - три восьмерки. Восьмерка не имеет ни начала, ни конца. Она соединяет небесный мир, и земной, заключает в себе полноту мироздания, полноту времени, вечность. Это - Имя Христа. И буква "Ж" - Иисус Христос, а ИВ (я так рассудил) - "Иисус Воскрес".»

Нужна ли нам в церкви такая нумерология Имени Спасителя?

И уж совсем дико звучит история о преподобном Серафиме:
«Каждый священник знает, как мстят злые духи за то, что он помогает людям освобождаться от грехов. Одна мать пришла к преподобному Серафиму Саровскому:

- Батюшка, помолись: мой сын умер без покаяния. Он по скромности сначала отказывался, смирялся, а потом уступил просьбе, начал молиться. И женщина увидела, что, молясь, он поднялся над полом. Старец сказал:

- Мать, сын твой спасен. Иди, сама молись, Бога благодари.

Она ушла. А перед смертью преподобный Серафим показал своему келейнику тело, откуда бесы вырвали кусок:

- Вот как демоны за каждую душу мстят!»
Приведу также мнение, высказанное мне при обсуждении данной книги (из личной переписки):
«Я: - Однако при чтении книжка нуждается, мягко говоря, в фильтрации. И новоначальным (да и более рассудительным) может что-то в душе вывихнуть.

Собеседник: - Вот именно! У меня лично ИМХО вывихнуло! И это еще СЛАВА БОГУ, что на заре моего прихода в Церковь мне попалась первой книга отца Андрея, второй - книга отца Антония (Сурожского) и только третьей - книга Юрасова..
Я до сих пор не могу из себя выдавить жизнь по букве, а не по духу.....как запрограммирована на страх....на страх того, что "не сработает, если..": пост не зачтется, если я грязной вилкой ковырну постное (это не образное выражение...в этот Великий пост именно это со мной и произошло), страх, что "молитва не зачтется", если я не дочитаю все правило...что Причастие будет в осуждение, если не перечислю все грехи, которые есть в перечне...ну кто-то может точно сказать, что не грешит ложью, ленью, рассеяностью?..но есть ли это покаяние?!!
Я чувствую себя просто в тупике от этого страха, а виновата в этом именно подобная литература… Да еще и весь дух книги...он словно в гипноз тебя вводит..к середине книги реально начинаешь все принимать за истину в последней инстанции. Это я о своих ощущениях говорю..»

Что до меня, то я в своё время крепко споткнулся на утверждении о. Амвросия, что лишь тот на правильном пути, кто чувствует себя «хуже всякого скота»… По и без того низкой самооценке это был очень сильный удар, и большая причина для уныния. Правда, тогда я был ещё полным неофитом…

Одним словом, я не могу однозначно оценить труд о. Амвросия как псевдо-православный. Тем более, что со второй частью книги я почти не знаком (она вышла позже). Однако, в свете вышеизложенного, я советовал бы читать её очень осторожно. И однозначно не советовать для чтения новоначальным.

Цитировано отсюда:
www.homutovo.ru/questions/q_head.html
lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/amvrosii/amvro...

Почему в последней ссылке другая фамилия - мне неизвестно. Но книга однозначно одна и та же.