02:22 

Книги, которые могут принести вред

Мир вам!
Обратись - отвечу.
АВТОРЫ РНЛ: Опомнитесь, батюшка! Настоятельно не рекомендую!

Заметка Дмитрия Забелина "Опомнитесь, батюшка! Настоятельно не рекомендую" посвящена рассмотрению скандально известной книги протоиерея Алексия Мороза "Уроки добротолюбия".

АВТОРЫ РНЛ: "Мороз по коже": впечатления от аскетической книги протоиерея Алексия Мороза

Опубликованная на форуме диакона Андрея Кураева реплика читателя, ознакомившегося с книгой протоиерея Алексия Мороза "Исповедую грех, батюшка".

АВТОРЫ РНЛ: Когда православная книга бывает во вред. О книге о. Алексия Мороза "Исповедаю грех, батюшка"

Статья Ирины Стрижовой "Когда православная книга бывает во вред" посвящена рассмотрению скандально известной книги протоиерея Алексия Мороза "Исповедаю грех, батюшка"

Авторы статей, правда, иногда находят подвох там, где его нет вовсе, но в общем и целом - задуматься стоит.

UPD: Наименование изданий, не рекомендованных к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книжной сети.
запись создана: 12.03.2013 в 21:22

URL
Комментарии
2013-03-13 в 00:04 

November Light
Мы только и знаем, что человек – это человек. А ваши Золя и ваши Бернарды Шоу даже в этом ему отказывают. (с) Г.К. Честертон
Опубликованная на форуме диакона Андрея Кураева реплика читателя, ознакомившегося с книгой протоиерея Алексия Мороза "Исповедую грех, батюшка".

Оо, что всплывает... помню очень хорошо эту дискуссию на курайнике. Это ж сколько лет прошло...
Автора старт-топика тогда ещё критиковали за то, что он честно написал о искушении заехать автору книги по лицу после слов про Фрейда...

2013-03-13 в 00:07 

November Light
Мы только и знаем, что человек – это человек. А ваши Золя и ваши Бернарды Шоу даже в этом ему отказывают. (с) Г.К. Честертон
Вообще эту тему можно периодически поднимать и пополнять образцами псевдо-православной литературы при её обнаружении...

2013-03-13 в 00:37 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
November Light, можно, конечно! Где-то был список таких книг, отклоненных издательским отделом РПЦ, но вот так сходу не найду.

К слову, Т. А. Берсеневу, соавтора первой книги, обычно все хвалят... Может, они по разделам писали? Не знаю.

2013-03-13 в 02:10 

November Light
Мы только и знаем, что человек – это человек. А ваши Золя и ваши Бернарды Шоу даже в этом ему отказывают. (с) Г.К. Честертон
Где-то был список таких книг, отклоненных издательским отделом РПЦ
Да вот он, правда, коротенький совсем: www.izdatsovet.ru/not_past_catalog/

Я знаю как минимум одну сомнительную книжку... на днях надо про неё написать.

2013-03-13 в 02:23 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
November Light, спаси, Господи! Ссылку вынесла в основной пост.
Пиши!

2013-03-13 в 02:39 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
Ещё где-то был сайт с подобным перечнем - но там объяснялось, что именно не так в той или иной книге.

2013-03-13 в 14:22 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Я в шоке!:horror: Особенно, пардон, от названия главы "О грехе орального секса". Оказывается, есть такой грех?:wow: О небо... Вроде бы, официально интимная жизньне регламентируется. Что за... странное явление? Или я чего-то не понимаю, или автор перегибает палку. И да. насчёт Фрейда повеселило: автор явно "держал свечку".:laugh:
После этого опять начинаешь стыдиться того, что имеешь отношение к православию. Особенно доставил список грехов, в котором было: "Украшение (лица, одежды, жилища), острижение волос (женщинами), выщипывание бровей.
совокуплением с бесами (плотским сожительством с бесами, когда бес является в образе умершего человека или живого, супругу или супруге).
ношение неприличной одежды, спортивной, обнажающей тело, короткой, узкой, обтягивающей тело, одежды с надписями, модной, пышной, яркой.
ношение перстней, колец, серег, бус, ожерелий, галстуков, погонов и прочих украшений;
слушание радио; слушание музыки;
участие в викторинах;
лечение у безбожников;
жестикулирование;
держание в доме собаки;
употребление гематогена;
пересадка органов;
обнажение тела (у врача);
мытье в бане с иудеями.
езда на велосипеде или на мотоцикле;
питье чая, читая духовную книгу;
неприличное сморкание." и
"«Говорила: "Это случайно...ну и день плохой сегодня, бестолковый какой-то"» (с. 15),
«Печалилась, когда разбивалась или терялась вещь...» (с. 15),
«В церкви ставила и клала вещи на подоконник» (с. 19),
«Нарушала чужой сон...по неосторожности»,
«Читала детям нотации: не запачкай, не потеряй и т.п.» (с. 28),
«Обгоняла людей старше себя и не поджидала отставших. Не ожидала их, если они встречали знакомых» (с. 29),
«Когда шла в гости, не брала с собой гостинцы» (с. 32),
«Садилась на чужую кровать без разрешения» (с. 33),
«Ела мацу и гематоген, рыбу без чешуи» (с. 41)», А что, надо есть рыбу с чешуёй? Фу, какая гадость..."
«Напоказ носила очки в золотой оправе, золотые коронки, часто открывала рот, чтобы показать их».
После такого вот "писания" хочется сказать себе:"Я не имею никакого отношения к этим людям! Особенно, если это православие."

2013-03-13 в 14:45 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
«Ела мацу и гематоген, рыбу без чешуи» (с. 41)», А что, надо есть рыбу с чешуёй? Фу, какая гадость..."

Kanafinwe, имеется в виду рыба, которая изначально без чешуи - угорь, к примеру. Как раз у меня в дневе вчера разговор зашёл: в Ветхом Завете израильскому народу употребление таких продуктов было запрещено. Но дело даже не в том, что Завет это Ветхий и относится исключительно к евреям, а в том, что автор почему-то даже эту заповедь трактует весьма произвольно.

«Скверноядение. Оно состоит: в принятии пищи и питья, которые запрещены в Законе Божием. Например, употребление в пищу чаек, тушканчиков или змей (Лев. 11). Конечно, в России часть пищи, перечисленная в Левите, традиционно употребляется в пищу и вряд ли может считаться нечистой и приводить к осквернению. Это, например, заяц, кролик, свинья, угорь (Интересный выборочный подход - прим. И.С.). »

Нет, если ты еврей-христианин, то что тебе мешает соблюдать Закон Моисеев? Но почему же выборочно-то?

После этого опять начинаешь стыдиться того, что имеешь отношение к православию.

А вот этого как раз не надо делать. Высокоумие - это же тоже искушение от лукавого. А у того какая цель? Правильно, как можно больше народа от Православия отвернуть! Вот он под видом благочестивых мыслей и нашептывает авторам таких книг. Не надо поддаваться на вражескую агитацию! Наоборот, хорошо, что есть церковные постановления насчет подобных книг.

2013-03-13 в 17:08 

November Light
Мы только и знаем, что человек – это человек. А ваши Золя и ваши Бернарды Шоу даже в этом ему отказывают. (с) Г.К. Честертон
После этого опять начинаешь стыдиться того, что имеешь отношение к православию.

Я в таких случаях напоминаю себе, что для меня Церковь - это не Алексий (Мороз), не дурные агитки и листовки. Моя Церковь - это Церковь Иисуса Назарянина, Иоанна Златоуста, Антония Сурожского и многих, многих других.

2013-03-13 в 18:36 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Megumi Reinard aka Luna Kou, ну да. К примеру, я вообще люблю морепродукты: мидии, креветки и т.д. Но если мне кто-то скажет, что это грех - я его пошлю... в храм! Мне сразу вспоминается священник, которого знала моя покойная бабушка. Он, когда ему говорили про "грехи", относящиеся к пище, говорил:"Туда - не хрех, а оттуда - грех!" Имея в виду, что оскорбляиь ближних - грешно, а вот еда - не грех.
Вот он под видом благочестивых мыслей и нашептывает авторам таких книг. Не надо поддаваться на вражескую агитацию! Наоборот, хорошо, что есть церковные постановления насчет подобных книг. Ну да. А творение "иеромонаха Родиона" "Христианское учение о злых духах" - любимая книжица моей матери. Да, каюсь, в юности ознакомился. Убился метлой.:facepalm: Особенно убило заявление автора о том, что беса можно подцепить через курс английского языка Илоны Давыдовой, чтение мирских книг и слушание музыки. И да - если смотреть телесериалы.:-D Мне очень не понравилось, когда в нашей церкви батюшка на проповеди сказал, что читать художественную литературу, смотреть художественные фильмы и сериалы - есть грех, потому что "нельзя сочувствовать вымышленным героям, жить их жизнью и сопереживать им. Надобно только читать душеспасительные книги и молиться!" Я был в шоке.
November Light, это верно. Здесь вы совершенно правы:)
Megumi Reinard aka Luna Kou, November Light, просто порой меня напрягают выступления всякого рода духовных лиц по пресловутому каналу "Союз", который так любит смотреть моя матушка. Где постоянно говорят, что надо не иметь собственного мнения и слушаться исключительно святых отцов. "А исполнение своей воли - есть грех!"

2013-03-13 в 18:38 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
нельзя сочувствовать вымышленным героям, жить их жизнью и сопереживать им.

По-моему тот, кто никогда не сопереживал любимым героям, вряд ли научится сопереживать обычным людям в жизни.

2013-03-13 в 18:48 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Megumi Reinard aka Luna Kou, вот и я о том же!:friend2:

2013-03-13 в 19:06 

November Light
Мы только и знаем, что человек – это человек. А ваши Золя и ваши Бернарды Шоу даже в этом ему отказывают. (с) Г.К. Честертон
Убился метлой. Особенно убило заявление автора о том, что беса можно подцепить через курс английского языка Илоны Давыдовой,
Это что-то новенькое! :-D

2013-03-13 в 19:19 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
November Light, ага! Оно так было.:-D Вообще - настоящая энциклопедия суеверий на тему:"Бесы повсюду!"

2013-04-03 в 03:28 

r0di0n
Честно сказать, статья Ирины Стрижовой слишком претенциозная и страстная. На мой взгляд, книга вполне нормальная, можно извлечь большую пользу (я, правда, ещё в самом начале). Кого-то и мытарства блаженной Феодоры вгоняют в тоску и уныние…

Как пример разумного подхода к подобной литературе приведу отрывок беседы с игуменом Нектарием (Морозовым) (www.pravoslavie.ru/smi/37495.htm):

читать дальше

2013-04-03 в 08:36 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
r0di0n, спасибо!

серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли руки душистым мылом, например, или не стирал ли в воскресенье… Если стирал во время воскресной службы — это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,— лично я в этом греха не вижу.

Но ведь, по сути, пункты обнажение тела (у врача); езда на велосипеде или на мотоцикле; слушание радио; слушание музыки; жестикулирование - это из того же разряда? Ещё где-то там же попадался такой пункт: "Смотрела на улице по сторонам" - а если ты на пешеходном переходе находишься?..

А вот стирка в воскресенье (как и вообще любая работа) почти во всех книгах, даже серьёзных авторов, считается за грех нарушения "субботней заповеди", что прямо подпадает под юрисдикцию Закона Моисеева.

Кстати, каюсь - летом у меня стирка происходит именно во время воскресной службы. Раз в неделю, по воскресеньям, приезжаю в город с дачи, захожу домой, чтобы переодеться, попутно закидываю привезённые вещи в стиральную машину - и иду на службу. К моему возвращению всё уже постирано, и вечером можно с чистыми вещами возвращаться обратно.

Мне кажется, такие вопросники могут смутить новоначальных, которые вообще не знают, с какого боку к исповеди подступиться. Но такие люди вряд ли будут за всю жизнь исповедываться. И уж если за всю жизнь каяться - найдутся вещи посерьёзнее мытья рук с душистым мылом.

А вообще, мне кажется, проблема подобных книг - вот именно в "списочности", а не в объяснении сути греха, чтобы человек учился в себе этот грех находить, а не просто сверялся со списком вопросов. Там очень мало объясняется, почему то или иное - грех. Ведь можно совершить одно и то же действие, но в одном случае оно грехом не будет, а в другом - будет: смотря с какой целью. И вот если это объяснять, тогда не надо будет ни в физиологию углубляться, ни во что-то ещё: человек сам оценит направление своих мыслей и поймёт, движется ли он этим поступком к Богу или от Бога. Мне кажется, это основной критерий.

А если, например, у человека большое горе, он сидит на кровати и рыдает, а ты хочешь его обнять и утешить, но думаешь: "Стоп! Садиться на чужую кровать - грех, а уж прикасаться к другому - тем более" и ничего не сделаешь из боязни согрешить - это получится прекрасная иллюстрация слов Спасителя: "Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее" (Мк. 8:35).

2013-04-03 в 14:45 

r0di0n
А вообще, мне кажется, проблема подобных книг - вот именно в "списочности", а не в объяснении сути греха, чтобы человек учился в себе этот грех находить, а не просто сверялся со списком вопросов

Да, там, где просто список, есть такой недостаток. Но если брать конкретно книгу о. Алексия (Мороза), то там даётся и объяснение, причём очень хорошее построение: сначала даётся одна из десяти заповедей, далее её объяснение и объяснение обязанностей христианина, вытекающих из этой заповеди, потом вопросы, потом список грехов против неё опять же с объяснением сути каждого. Никакого углубления в физиологию сверх меры.
Кстати, подобный подход был в дореволюционных изданиях протоиерея Григория Дьяченко.

Но ведь, по сути, пункты обнажение тела (у врача); езда на велосипеде или на мотоцикле; слушание радио; слушание музыки; жестикулирование - это из того же разряда? Ещё где-то там же попадался такой пункт: "Смотрела на улице по сторонам" - а если ты на пешеходном переходе находишься?..

Часть из упомянутых из разряда «здравая мысль — корявое выражение». Особенно, когда фраза выдрана из контекста. На это у человека, в том числе у составителя, должна быть своя голова. На прилюдное обнажение действительно есть запрет для того, чтобы не подавать соблазна ко греху. Как там, «если мужчина смотрит на женщину с вожделением, то уже согрешил с ней в сердце своём». Вот в недавно прочитанной брошюре архимандрита Лазаря (Абашидзе) «В пещи вавилонской. О грехе блуда» подробно разбирается этот вопрос, но о врачах — ни слова, потому что это же совсем иное дело. Или жестикулирование. Если крутить фиги или изображать какою-нибудь непристойность, то да грех. По поводу слушания радио и музыки — опять же смотря что слушать.

Сейчас, к сожалению, даже от верующих можно услышать вопрос «да что ж это в православии ничего нельзя, а как же жить?» особенно, когда вопрос казается седьмой заповеди. При этом забывают слова апостола «всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела».

А вот стирка в воскресенье (как и вообще любая работа) почти во всех книгах, даже серьёзных авторов, считается за грех нарушения "субботней заповеди", что прямо подпадает под юрисдикцию Закона Моисеева.
Во всех книгах также обычно напоминается, что суббота для человека, а не человек для субботы. За то Господь и обличал иудеев, сотворивших себе кумира из субботы. Кормить скотину — тоже работа. Оставить животных на целый день голодными? Тогда и сам не ешь. Если бы вы в то летнее воскресенье сами стирали вместо посещения службы, был бы грех, но когда это делает стиральная машина, причём даже в ваше отсутствие…

2013-04-03 в 14:55 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
Часть из упомянутых из разряда «здравая мысль — корявое выражение». Особенно, когда фраза выдрана из контекста. На это у человека, в том числе у составителя, должна быть своя голова. r0di0n, да, я помню в книге "Сколько-то там ответов батюшки на вопросы прихожан" было такое: "Можно ли мыться в воскресенье?" И ответ, что нельзя ни в воскресенье, ни в субботу, и даже путешествовать куда-то нельзя. Можно понять этот запрет, если человек живёт в деревне: ему чтобы вымыться, надо дров наколоть, воды наносить, баню протопить... так весь день и пройдёт в суете, в то время как нужно о Боге думать. А если он в городской квартире живёт? Почему бы не принять душ перед тем как идти на службу? Ведь к Богу идёшь, зачем это делать неряхой? Раньше всегда в храм надевали всё самое лучшее.

     

За Православие. Против православнутости

главная