16:36 

Христианских брак - за любовь супругов или за деторождение?

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Хочу обсудить довольно щекотливый вопрос, а именно - отношение православной церкви к браку. Недавно мне звонила одна моя знакомая и рассказала о ситуации, которая не могла меня ни задеть. У нас с ней схожие жизненные ситуации, у обоих - православнутые матери, верящие всем священникам и каналу "Союз", как святому Откровению. Дело в том, что у моей приятельницы большая проблема - ей нельзя иметь детей. Во-первых - со здоровьем нелады и при ослабленном организме ребёнок-инвалид обеспечен. Во-вторых - проблема в том, что из-за телосложения роды её попросту убьют. У неё есть парень, они вместе уже почти полгода и нет ничего удивительного, что девушка мечтает связать с ним свою судьбу. Вопрос о детях они уже решали и пришли к выводу, что когда будут готовы - просто усыновят ребёнка. Причиной волнения моей знакомой было очередное "зомбирование" мамы "Союзом": некий православный психолог осуждал бездетные браки и заявлял, что не понимает, почему эти люди до сих пор вместе. Реакция мамы была не менее убийственной: "Цель брака в христианстве - рождение детей! Если детей нет - то брак не христианский. Иначе, зачем они поженились?" Вопрос о любви супругов был отметён как ненужный. Надеюсь, причина моего возмущения многим будет понятно: разве стремиться к счастью - это грех? Неужели брак должен основываться лишь на продолжении рода, а любви и взаимопонимания в нём быть не должно? К сожалению, данную концепцию разделяют многие православные и позиция: "А зачем муж(жена) если брак бездетен?" становится всё более и более популярной.

Комментарии
2012-03-21 в 16:56 

Энисе
Я ухожу вослед не знавшим, что значит слово страх...
Неужели брак должен основываться лишь на продолжении рода, а любви и взаимопонимания в нём быть не должно?
Вот и получается, что вместо духовных отношений опускаемся до уровня животных, стремящихся к продолжению рода. Я такой формулировки не приемлю.
Кроме того, разве Богу не угодно, чтобы мы воспитывали чужих детей, оставшихся без попечения родителей (извините за сухую формулировку, просто я юрист)? Мне кажется, это великий подвиг, в том числе и с христианской точки зрения.
Я "Союз" иногда смотрю с удовольствием, а иногда буквально тянет переключить. Особенно когда вот такие дурацкие советы дают.

2012-03-21 в 18:35 

November Light
Мы только и знаем, что человек – это человек. А ваши Золя и ваши Бернарды Шоу даже в этом ему отказывают. (с) Г.К. Честертон
Пока скажу только одно )

читать дальше

2012-03-21 в 20:06 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
Kanafinwe, в "Основах социальной концепции РПЦ" сказано следующее (выделено мной):

"Для христиан брак стал не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения временных природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе" (Х.2).

"В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов." (XII.4)

Возможно, так возмутившее Вас осуждение бездетного брака было вызвано неверным истолкованием следующего положения: "Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом" (XII.3). Но обращаю Ваше внимание, что здесь осуждается как грех не сама бездетность, а именно эгоистичная мотивация, когда для деторождения есть все возможности, но супруги не хотят, чтобы ребенок в чём-либо ограничивал их свободу. Понятно, что это не Ваш случай.

Поскольку речь идёт о христианском браке, в большинстве христианских конфессий понимаемом одинаково, то позвольте предложить Вашему вниманию фрагмент книги протестантского пастора Вальтера Тробиша "Мы поженились":

читать дальше

2012-03-22 в 02:34 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Энисе, Вот и получается, что вместо духовных отношений опускаемся до уровня животных, стремящихся к продолжению рода. Я такой формулировки не приемлю. Лично я считаю, что союз должен быть гармоничным: и не стоит отбрасывать духовное или наоборот - плотское. Я никогда не понимал эту странную концепцию: стремиться выйти замуж(жениться) ради деторождения - это нормально, а отчего-то плотскую сторону брака считают грязной и пригодной "только для деторождения".
Megumi Reinard aka Luna Kou, всё это очень правильные замечания. А как насчёт того варианта, что супруги пока не готовы стать родителями? И ещё - я не понимаю, когда детей много, все они погодки, цепляются за материнскую юбку, а семья при этом малоимущая. И для здоровья женщины частые роды не полезны.
Насчёт "Мы поженились" - мне понравились рассуждения автора о "концепции шатра" и "садовой концепции".

2012-03-22 в 07:47 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
отчего-то плотскую сторону брака считают грязной и пригодной "только для деторождения".

Kanafinwe, это, опять же, ошибочное понимание. Вот каково на этот счет мнение Церкви:

"Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.
Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1 Кор. 7. 8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1 Тим. 4. 2-3). 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто… удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв… что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви». Его развивают 1-е, 9-е и 10-е правила Гангрского собора: «Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие [Божие], да будет под клятвою. Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой красоты и святыни девства, да будет под клятвою. Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над сочетавшимися браком, да будет под клятвою». Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года, ссылаясь на эти правила, указал на «недопустимость негативного или высокомерного отношения к браку»" (Х.1).

А как насчёт того варианта, что супруги пока не готовы стать родителями? И ещё - я не понимаю, когда детей много, все они погодки, цепляются за материнскую юбку, а семья при этом малоимущая. И для здоровья женщины частые роды не полезны.

В данном случае решает всё-таки семья. Потому что понятие "малоимущая" - достаточно относительно. Кого-то считают малоимущим - а его самого его уровень дохода устраивает. А у кого-то квартира (и не одна), машин штук несколько, дача на Рублевке - но маловато... А то, что не готовы... как правило, это связано ещё с одной проблемой: вступившие в врак оказываются вообще к семейной жизни не готовы. Фактически, цель брак для таких людей - не создание семьи, где каждый несёт ответственность за другого, а возможность сексуальной жизни "на законных основаниях". Как правило, проблемы возникают не только в связи с появлением детей, а по любому поводу, и такой брак часто заканчивается разводом, потому что фактически это - не брак, а сожительство со штампом в паспорте.

Если же супруги действительно строят семью, то возможны варианты временного воздержания и контрацепции.

"Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.
Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к… отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни»" (XII.3)

2012-03-22 в 18:32 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Megumi Reinard aka Luna Kou, я вообще считаю, что священникам не должно вмешиваться в супружескую жизнь прихожан, если в ней не замешана измена или серьёзные проблемы - вроде алкоголизма и наркомании. А требовать воздержания - и подавно.
возможны варианты временного воздержания и контрацепции. По-моему, второй вариант лучше. Вспомни, что отказывая своему супругу в интимной стороне жизни - ты побуждаешь его к измене или же к мыслями об измене.

2012-03-22 в 18:36 

Megumi Reinard aka Luna Kou
"Не произносите лишних слов - не засоряйте пространство"
По-моему, второй вариант лучше. Вспомни, что отказывая своему супругу в интимной стороне жизни - ты побуждаешь его к измене или же к мыслями об измене.

Kanafinwe, кто может вместить - почему бы нет? "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1Кор. 7:5).

2012-03-25 в 14:59 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
Megumi Reinard aka Luna Kou, Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1Кор. 7:5). А вот это - правильный принцип! Но я как-то читал в одном молитвеннике жёсткие регламенты для супружеской жизни. Вот только авторы не учли, что в понедельник люди устают.

2012-03-25 в 15:18 

November Light
Мы только и знаем, что человек – это человек. А ваши Золя и ваши Бернарды Шоу даже в этом ему отказывают. (с) Г.К. Честертон
Но я как-то читал в одном молитвеннике жёсткие регламенты для супружеской жизни.

По этому поводу, а также по поводу 1Кор:7-5.
kuraev.ru/smf/index.php?topic=242858.0

Приведу некоторые выдержки:

читать дальше

При наличии ясных и мягких апостольских слов, при отсутствии древних канонических и святоотеческих запретов на супружеское общение в пост, и при том, что в позднее средневековье дискуссия по этому сюжету велась веками, вывод может быть лишь один:

если супруги хотят воздерживаться, это их подвиг (порою он может оказаться не разумным). Но если по желанию одного или тем паче обоих супругов они в постное время "отдают друг другу должное", то это никак не может быть поводом для наложения на них епитимьи. На брачные отношения мирян постом нет запрета и потому не может быть речи о разрешении. Но как духовник может знаемых им людей благословить на "понедельничанье", так он может кого-то из своих чад благословить на супружеские ограничения. В этом случае такая практика должна рассматриваться как икономия и добровольно повышаемая степень поста."

2012-03-27 в 19:33 

Siegfried Kiercheis
Да-да! И Вестерланд - тоже я, а Брауншвейг - так, мимо проходил!
November Light, иными словами, церковь не может вмешиваться в супружескую жизнь пары, которая пребывает в целомудрии. Спасибо за разъяснение.:hi2:

     

За Православие. Против православнутости

главная